Мы поговорили с Давидом Датунашвили, участником дуэта Okinawa Lifystyle и основателем блога 1 2 3 4, о жизни современной молодежи в Грузии и о том, что происходит с независимой музыкой в Тбилиси.
— Давид, привет. Скажи пару слов о Грузии и Тбилиси?
— Я живу в Тбилиси. Грузия, конечно, не другая планета и никаких научных интересов не представляет (а хотя следовало бы). Тбилиси — город довольно простой, со своими зданиями, машинами, заводами, людьми и экологическими катастрофами. Кстати, к экологии я обратился не просто так, воздух здесь так загрязнен, что в летние дни дышать практически невозможно
— Ты просто не был в Москве этим летом
— Может быть, может быть) К счастью, Грузия — это не только Тбилиси, и есть много хороших мест, куда можно выбраться на какое-то время, да и лето длится всего 3 месяца.
— Расскажи о молодых людях, мальчиках и девочках. Чем они занимаются, как одеваются?
— Рассказать особо нечего. По моему мнению, никого особо не интересует, как люди сидят дома и ждут очередных праздников, или как стоят мальчики на улице и ждут непонятно чего (надеюсь, они ждут хороших девочек). В Тбилиси нет никакой моды и стиля.
— Сидя дома можно находить и слушать какую-нибудь музыку, как обстоят с этим дела?
— Да, есть, конечно, люди, у которых дома на стене можно увидеть плакат The xx и которым будет что сказать по поводу нового альбома Yeasayer, но их меньшинство и пока не способны как-то повлиять на остальных, или изменить жизнь города.
— А как поживают местные хипстеры?
— Здесь пока не существует такого понятия, и если оно и встречается, то в основном на русских форумах. Широкого понятия «хипстер» у нас еще нет, но в ближайшее время хипстеры могут появиться. В целом, количество молодых мыслящих людей, отличающихся от примитивной грузинской молодежи, не столь велико и поэтому бессмысленно придумывать им какое-то название.
Вообще, ситуация сейчас такая, что этих молодых людей практически ничего не объединяет, друг с другом они практически не пересекаются, активной коммуникации между ними нет, а следовательно, и количество сильных проектов практически равно нулю. Нет журнала, определяющего и задающего какие-то тенденции, нет фестиваля, который соберёт всех в одном месте, концертов тоже нет.
Вот, например, чуть раньше в Грузии выходил один музыкальный журнал «Ozoni» (Озон), который прожил года два и закрылся. Был еще один «гламурный» и более масштабный журнал об искусстве «Anabechdi» (Отпечаток), он издавался около 5 лет и сейчас тоже закрыт. Они оба закрылись 2 года назад из-за финансовых проблем. В то время можно было говорить о зарождении какой-то объединения молодежного, своей тусовки. Фундамент был заложен, но больше с той точки ничего не сдвинулось. В 2007 году «Озон» организовал хороший музыкальный фестиваль, а «Отпечаток» постоянно проводил свои небольшие домашние вечеринки и свой ежегодный фестиваль, они были одними из первых кто начал уделять внимание стрит-арту и даже открыли какой-то клуб ближе к концу своего существования. Этот журнал объединял многих людей, связанный с музыкой, фотографией, искусством, дизайном, литературой и кино. Да, тогда существовал какой-то стиль в городе, это выражалось в одежде, в лексике, в каких-то небольших аксессуарах, например, в каждом журнале были вложены небольшие стикеры-цветочки, которые можно было видеть абсолютно везде, на стенах, автомобилях, мобильниках и т.д. Может быть все это есть и сейчас, но остается совершенно незамеченным и носит какой-то локальный характер.
«Озон» был первым качественным и современным музыкальным журналом в Грузии, у него получилось начать новое движение в молодежной среде, он стоил небольших денег и при этом в нем можно было прочитать много интересного, все с удовольствием его покупали и очень грустили после закрытия. После этого были какие-то попытки перенести журнал в онлайн, но не получилось.
— Куда пропали все те люди, которые занимались этими журналами?
— Да, этот вопрос меня тоже интересует. Не знаю, наверное, просто их время ушло вместе с журналами. Насколько мне известно, они во многом работали на энтузиазме, финансовые проблемы были у них всегда. Наверное, они повзрослели и уже не могут жить так несерьезно жить, начиная новые проекты, у которых нет никаких гарантий. Всё-таки деньги решают хоть и не всё, но многое.
— А чем молодежь занимается? Где собирается? Насколько популярны профессии фотографа, дизайнера и журналиста у молодежи?
— В последние два года среди творческой молодежи практически никакого движения нет, но небольшие очаги активности найти можно. Например, онлайн журнал «We Are Sweet», его можно считать онлайн-продолжением журнала «Отпечаток». Еще есть «Beat Magazine», он делает акцент на фотопроектах. Еще стоит отметить сайт «Style Tbilisi» — проект ребят из «We Are Sweet», с помощью которого можно узнать какие люди живут в Тбилиси и как они выглядят.
Еще один хороший проект — музыкальный интернет-журнал «Muzame». По сути, он является попыткой молодых людей сделать музыкальный журнал с акцентом на грузинскую музыку. Но получилось не совсем то и в результате там можно увидеть интервью с Beach House, The National и Yeasayer. Еще недавно открылся сайт об электронной музыке «KidsRave», пока что всё это делает на любительском уровне и исключительно из энтузиазма авторов. Хорошо организованных и материально прибыльны проектов пока нет.
Есть хороший сайт про современное искусство LookInArt. И сайт о литературе LIB. ge, насколько я знаю, он является сайтом союза молодых писателей Грузии.
В области медиа и журналтстики самым главным можно назвать сайт «Liberali.ge», там работают молодые и интересные журналисты, которые хотят создавать новые информационные потоки. На сайте пока профилактика, а сам журнал выходит раз в месяц. Еще обязательно надо сказать о журнале “Cxeli Shokoladi” (Горячий Шоколад), он выходит ежемесячно, на протяжении последних 6-7 лет, и хоть не имеет большой популярности, но многое сделал для современной альтернативной жизни в Грузии.
Должен сказать сказать, что в области музыки я информирован очень хорошо и стараюсь не пропускать событий, чего к сожалению не могу сказать о сфере фотографии, дизайна и кинематографии, здесь я не совсем гожусь в достоверные источники и не могу сказать какие внутренние движения там происходят. У них происходят какие-то маленькие выставки, которые в основном устраиваются для себя и друзей, но думаю, если бы там происходило что-то значимое, то ты уже давно бы об этом узнал. Ну и чтобы совсем не упасть в грязь лицом, могу посоветовать несколько очень интересных фотографов
David Meskhi — http://www.davidmeskhi.com/
Levan Kakabadze — http://www.levankakabadze.com/
Levan Maisuradze (leeonees) – http://leeonees.tumblr.com/
Elene Damenia — http://elenedamenia.blogspot.com/
— Расскажи о молодых грузинских группах.
— Сразу попрошу не обижаться на меня, но я считаю, что в Грузии можно выделить максимум две группы, делающих интересную, качественную и достойную музыку. Многие со мной могут не согласиться
Me and My Monkey
— Дуэт, основанный в 2007 году, их музыку можно охарактеризовать как индитронику. Они постепенно развиваются и набираются опыта, с каждым новым их концертом видно как они прибавляет в мастерстве и понимании музыки. Проблема только в том, что организовать подобный концерт чрезвычайно сложно, я бы даже сказал, что таких концертов почти нет. Это является одной из главных проблем современной грузинской музыки — молодым командам очень тяжело развиваться и давать постоянные концерты.
сайт: meandmymonkey.net
myspace: meandmm
Okinawa Lifestyle
Молодой электронный дуэт, делающий музыку на грани электро и чилвейва. Ребята репетируют и записываются дома, на их счету уже есть два EP и один полноценный альбом. Все записи можно бесплатно скачать на их блоге okinawalifestyle.blogspot.com. С живыми выступлениями у них еще тяжелее, за плечами пока только 2 лайва, но всё у них еще впереди.
сайт: okinawalifestyle.bandcamp.com
myspace: okinawalifestyle
— А как же другие группы?
— Остальные группы в Грузии играют рок! Ну нет, есть конечно еще хорошие ребята, которые что-то делают, или хотят сделать хорошую музыку, но им мешает неорганизованность, и потому их уровень еще низок, но уверен, что скоро начнет появляться много хороших музыкантов, которые поднимут уровень грузинской независимой сцены.
— Музыканты как-то общаются друг с другом? Существует какое-то сообщество, кружок, тусовка?
— Интересный вопрос. Никакого союза между музыкантами нет. Никто не хочет организовывать вместе что-то... В принципе, пока никакой нужды в этом нет, так как в целом жизни (по крайней мере музыкальной) в Тбилиси не существует. И главное к чему все стремятся — это постараться продвинуться на запад
— А есть какие-нибудь светлые пятна?
— Конечно, есть. Уважаю тех кто, старается что-то делать и не опускает руки. Вот к примеру вспомнил еще очень хороших людей, объединивших всю интересную современную грузинскую музыку в одной месте
geolivemusic.blogspot.com
myspace.com/geolivemusic
— Как обстоит дело с клубами, в том числе ночными? Есть ли какие-то промоутеры, продвигающие и привозящие хороших актуальных музыкантов?
— Как раз с этим самая трудная ситуация. Я не могу назвать какое-то определённое место, где стабильно проводятся ивенты. Если, скажем, возникает разговор о привозе какой-нибудь известной группы, на которую можно собрать какое-то количество людей, тут же следует вопрос: «А где они могут выступить?» Самое плохое, что, в основном, большие концерты устраивает правительство, строя сцены на свободных площадях. Тот же Музыкальный Фестиваль Тбилиси Опен Эйр проводился в 2009 году и длился 3 дня, можно сказать, это было самым масштабным событием в последнее время. На уровне были как организация, так и состав приглашенных исполнителей, хотя можно было бы пригласить музыкантов и поинтереснее, но грех жаловаться. Но этот фестиваль преследовал скорее не какие-то просветительские цели, а прежде всего политические. В открытую заявлялось, что это альтернатива Евровидению, которое в то же самое время проводилось в Москве. В плане политики у них наверное что-то получилось, но культурного развития никакого не последовало, да и остался он единичным случаем (хотя организаторы претендовали на музыкальность и уверяли, что фестиваль будет проводиться ежегодно).
Количество маленьких клубов можно пересчитать по пальцам одной руки и концерты проводятся скорее случайно, чем целенаправленно и организованно. Уровень клубов, в основном, очень низок. Существует небольшое диджей-движение, главным организатором которого является dance.ge и приближенные к ним люди, но пока это тоже вроде домашнего развлечения для небольшого количества друзей и друзей друзей. Но стоит отметить, что ребята стараются и чуть ли не единственные, кто старается привозить иностранных диджеев.
— Как ты считаешь? Что будет происходить с музыкой в Грузии и в Тбилиси в частности в ближайшие годы? Есть ли какая-то надежда?
— На будущее я всегда смотрю с оптимизмом. По-моему, у нас есть неплохие перспективы для развития музыки в Тбилиси и, главное, начинают появляться люди с новым мышлением. Как можно было заметить, у нас есть талантливые люди, хоть и количество их не велико, но этого может быть достаточно, чтобы надеяться на хорошее будущее. И настоящее время можно назвать затишьем перед бурей, которое длиться уже около 2-3 лет, но в самое ближайшее время ожидается всплеск новой активности, идёт совсем новое поколение, они обязательно будут что-то делать, иначе нельзя.
— Есть ли что-то, что может им помешать?
— Помешать им могут только они сами. У многих молодых людей нет чувства, что Тбилиси — их город, Грузия — их страна. Это является еще одной существенной проблемой. Причина этого известна — все молодые люди думают, что они будут жить в Берлине или Нью-Йорке и хотят сделать всё для этого. Доступ к интернету открывается перед ними новые возможности. Практически, сидя дома в интернете, головой и мыслями, они уже близки к «другому миру», и жизнь в Америке или Европе выглядит очень реальной. Они уже знают, что жить в каком-нибудь Стокгольме гораздо круче, чем в Тбилиси. Они знают, что их никто за это не будет осуждать. Но получается же так, что уезжают единицы, остальные остаются дома, да и большинство из тех кто уезжает возвращается через какое-то время. И что они видят перед собой? Абсолютно ничего, они недовольны качеством жизни, услуг и при любом случае вспоминают любимый Берлин. Хотя, если бы они всё это время уделили развитию города и людей вокруг, то глядишь, и появился бы хороший клуб, галерея или журнал. Началось бы появляться что-то новое, интересное и привлекающее внимание других, происходило бы развитие. И это проблема не только «творческой молодежи», но и всего грузинского народа, у них нет чувства собственной страны.
Старые люди хоть живут здесь и никуда уезжать не собираются, так и те, при любом удобном случае говорят как хорошо жить за рубежом, хваля при этом величайшую долголетнюю грузинскую культуру. А эта провинциальная, проблемная и некомфортная Грузия никому не нужна. «Давай-ка ты мне устрой другую жизнь в Европе, а эту Грузию забирай себе и делай с ней, что взбредёт в голову».
И признаюсь, я тоже один из тех людей, которые думает о другой жизни и поверьте, никто специально презирать эту страну не собирался, всё само собой дошло до этого и пока нет такого человека, который смог бы изменить эти настроения, скорее наоборот.
А от музыки вряд ли стоит ждать каких-то серьезных изменений, максимум, может, появятся какие-то молодые группы, которые столкнуться с теми же проблемами и будут жаловаться на жизнь.
— Что побудило тебя создать блог?
— Иметь свой блог — это здорово, через него можно показывать людям свой маленький мир. Мой блог — скорее информационный и мне хотелось бы, чтобы в Тбилиси тоже шли разговоры о современной музыке. Конечно, я не претендую на роль единственного источника и большим локомотивом тоже не являюсь, но надеюсь, передаю хоть небольшие импульсы. В первую очередь, я коллекционирую для себя все те альбомы, которые имеют для меня значение в современной музыке, и которыми я бы хотел поделиться со всеми.
Давид Датунашвили, 1 2 3 4, Okinawa Lifystyle
Тбилиси, Грузия
Сентябрь 2010.
Поделись с друзьями: