В прошлом году хорошую конкуренцию лайфстайл-блогам составили качественные нишевые издания. Главное их отличие — эрудиция и глубокие познания по своему вопросу. В конце года в отдельном потоке стали вещать и любители мат-рока. Тема это настолько неподъемная и узкая, что решится писать по ней — дело настоящих энтузиастов.
"Beauty in Complex" рассказывает о теоретически сложных вещах доступными словами, постепенно посвящая внимательного читателя в курс дела. Поскольку еще рано делать выводы о настолько молодом комьюнити, то стоит поговорить о главном их достижении — компиляции «Math the Year».
Кажется, аутентичные жанры в России развиваются какими-то скачками: после спада эмо-культуры неожиданно появилась отличная маткор-сцена, хотя никаких намеков на это не было. С мат-роком история другая. Жанр развивался незаметно: почти никаких концертов, основных имен и больших релизов. Да и музыканты достаточно разрозненны и не держатся за единое сообщество. В таких условиях попытка вообще объединить и показать наличие такой музыки в России уже достойна уважения. Собрали, кажется, вообще все коллективы: и про которые никто не слышал, и от которых давно ничего не слышно. Заглавным тут великолепный, но очень старый трек A Rifle Surprise, которые сейчас должны все еще записывать дебют. Из приятного — первый сингл вновь активных Sun!let Me Out.
Авторы блога тут значатся и в авторах песен — единственная полуэлектронная композиция записана в сольном проекте одного из идеологов блога. Уже эти три замечания ярко иллюстрируют дефицит подобного рода музыкантов в России. Количество, правда, позитивно отражается на качестве. Пропустив мимо ушей не всегда хорошую запись, быстро подмечаешь, что техника и интересность игры у молодых отечественных групп совершенно не отстает от «мировых аналогов».
Подтверждение своих мыслей мы нашли у основателей комьюнити Петра и Кирилла, которые скрываются за странноватыми псевдонимами Осенний Марафон и Словосочетание.
Как обстоят дела с мировыми тенденциями в мат-роке?
Петр: Сейчас стоит быть внимательнее, потому что школ мат-рока существует гораздо больше, чем раньше. Появляется больше электроники, группы активно используют тэппинг, который зачастую возвращается к традициям, заложенным еще группой American Football. При этом заметен отход от танцевальных ритмов, которые задали псевдоматематические группы, вроде Foals (а на них многие до сих пор пытаются равнять мат-рок).
Нам это в радость: появляется все больше групп, что стараются играть в соответствии с канонами жанра. Группы вроде The Reptilian, Self-Evident и недавние X-Ray Press показывают, что аутентичный звук можно поддерживать даже во время непрерывного движения звучания жанра. Однако многие группы все еще отказываются называть себя мат-рок-командами. Это не очень популярное клеймо в настоящий момент. Оно означает, что вы продумываете сложность своей музыки, а не сочиняете под влиянием эмоций. У нас скоро выходит статья об этой проблеме — почитайте, может быть, у вас появится свое уникальное мнение.
Кирилл: Соглашусь с Марафоном: активно мешают математику с электронной музыкой. Tera Melos и Zach Hill с его «Face Tat» тому пример. Мешают с пост-хардкором — The Reptilian, Six Galleries и иже с ними. Мат-поп вроде «приосадил» немного (и слава богу, даже мы не знаем, что это такое — прим. Осенний Марафон). Вообще, я еще не слышал мат-хоп. Думаю заняться таким течением. Интересно строить текстовые «математичные» фигуры. Чем-то подобным еще футуристы занимались: писали стихи, чтобы в итоге геометрические фигуры получались.
Каково состояние отечественной мат-рок сцены?
Кирилл: Зарождается. Мало групп, но они есть. К сожалению, не все, что делается у нас можно назвать «кошерной» математикой. Но по малу идем к «Священному Граалю», символу чистой математики.
Петр: Вообще надо отметить, несмотря на сложившийся стереотип, что российская музыкальная сцена носит догоняющий характер, отечественное мат-рок-движение более или менее соответствует современным стандартам. Хотя до предельной аутентичности нам еще далеко. Важно так же, что Россия еще толком не узнала о мат-роке. Да и что скрывать, в мире о мат-роке в настоящий момент существует более чем размытое представление. Это связано, в первую очередь, со спецификой жанра: он камерный, очень «небольшой» и, к тому же, производный от более устоявшихся стилей, вроде скримо или хардкора. Поэтому аутентичный мат-рок слушать, в принципе, тяжело, а что тяжело слушать — не бывает сверхпопулярным.
В Россию, как обычно, мат-рок приходит на волне моды: на Западе появляются новые математические команды, которые легко слушаются и популяризируют жанр. И, если взять перспективные российские команды и сравнить их с молодыми командами из других стран, то вы заметите, что, за исключением технического уровня (в некоторых регионах России записать трек на хорошем оборудовании — огромная проблема), песни стоят на схожих уровнях. Конечно, вам никто в этом не признается — все-таки у нас в стране слишком глубок и силен музыкальный скепсис. В конце 2010 года мы выпустили первый сборник русской мат-рок-музыки, «Math The Year 2010». Пусть он не слишком профессионально «слеплен», но это показатель того, что мы готовы играть с западным мат-роком на одной сцене.
Какие планы по развитию блога?
Петр: Сложно сказать. Мы довольно молодое комьюнити, к тому же функционирующее узком сегменте, так что неплохо бы для начала укрепить свой фундамент. Мы только-только запустили страницу Band of the Week, которая позволит более подробно познакомиться читателям с хорошими группами. Планируем продолжить писать подкасты. Есть планы организации сводного концерта наших команд со всей России с каким-нибудь западным хедлайнером. Но это пока скорее теоретический вопрос.
Кирилл: Интервью с зарубежными музыкантами: мы уже взяли у The Reptilian, в планах взять интервью у Зака Хилла (Hella) и Снэвара (Mimas). В принципе, если будет больше читателей, то хочется перейти на формат сайта: статистику лучше подсчитывать, да и солиднее. Планируем писать больше подкастов, находить новые форматы рубрик.
Классические диски по версии Петра: This Town Needs Guns – Animals Faux Discx, 2008 Это диск, с которого многие начинают знакомство с мат-роком. И, в принципе, неудивительно: легкая и приятная музыка содержит в себе невообразимое количество «ломаных» размеров и «смазывает» ваши уши приятным вокалом. Более того, в TTNG играют, пожалуй, лучший на данный момент мат-рок-гитарист и невероятно техничный барабанщик. Эдакий Fred Perry среди мат-рока: не слишком экстремально, не слишком смазливо, доступно и красиво. Blakfish —Champions Hassle Records, 2009 Я до сих пор уверен и готов стоять до конца, что это эталон для пост-хардкор / мат-рок-команд. Невероятная техника, интересные размеры, бешеный вокал, отличные тексты и море энергии. Вероятно, со мной многие не согласятся, но что поделать — это, как говорится, любовь до гроба. Don Caballero — For Respect Touch and Go, 1993 Сложный для прослушивания, сумбурный и шумный альбом. Далеко не самый выдающийся у «Дона Кабаллеро». Но именно этот диск вы можете смело повесить на стену. Этот альбом — первое дыхание, начало и рождение мат-рока второй волны, то, на что в дальнейшем будут ориентироваться абсолютно все. Да, были более ранние группы, но Don Caballero положили начало всему тому, о чем мы тут говорим. Слушать обязательно, иначе все остальные ваши рассуждения о жанре будут неполными и нечестными. |
Новые пластинки по версии Кирилла: The Continuous Battle of Order — Pttrn Skrs Richter Collective, 2010 Это ex-We Are Knives, сейчас парни играют вдвоём, играют сложнее и тяжелее. Наконец-то гребанные 4/4 пропали. Tera Melos — Patagonian Rats Sargent House, 2010 «Теру» стало на удивление приятно, а самое главное, в принципе возможно слушать. Раньше это было что-то просто невозможное; да и EP «Frozen Zoo Remixes» тоже объедение. Zach Hill — Face Tat Sargent House, 2010 Хорошая работа от мэтра математики. Много шума, классные «бешеные» барабаны, сумасшествие. Советую, но только под хорошее виски и кубинские сигары. |
Поделись с друзьями: