Как-то раз я выпивал на очередной конспиративной квартире, и ближе к ночи хозяин квартиры, испив некоторое количество огненной воды, занимался тем, что подходил к каждому и доходчиво объяснял, что «Ведьма из Блэр» — самый страшный фильм на свете. Можно сколько угодно соглашаться или нет с данным определением, но оригинальности у него не отнимешь. Ребята вложили в него изначально чуть больше $20 тысяч, потом вплоть до момента продажи лицензии компании Artisan Entertainment спонсоры разных мастей, учуяв бабло, довели бюджет посредством разных манипуляций с отснятым материалом, до $750 тысяч. В итоге фильм собрал около $250 млн. Нехилая разница, правда? Если кто не смотрел, то скажу, что успех фильм снискал благодаря съемке камерой «от первого лица», зловещим шумам, темному лесу, атмосферой непонятности происходящего, а также блестящей игре актеров-любителей (конспирология говорит, что режиссер даже морил их голодом, чтобы они были нервными и играли натурально). «Ведьма из Блэр» — своеобразная икона независимого кино, ярчайший пример, как можно, практически ничего не затратив, сорвать куш (и стать попсой, ага).
16 октября 2009 года в мировой прокат (и до России тоже дошел) вышел фильм «Паранормальная активность» (премьера была в 2007 г). Нетленку снял режиссер Оурен Пели (бьюсь об заклад, что имя это вам ни о чем не говорит) и вложено в него всего лишь $15 тысяч. Компания Paramount купила права на фильм за $300 тысяч, а в прокате он успел собрать более $100 млн, выходя в октябре в США на 5 место в прокате. Результаты впечатляют. В чем секрет? Канва фильма напоминает все ту же старую добрую «Ведьму из Блэр», с которой мы начали. Значтак. «Паранормальная активность» — это псевдо-документальная пленка, рассказывающая нам историю молодой пары, живущей в собственном доме, которую (а точнее, женскую ее половину) беспокоят по ночам какие-то непонятные скрипы, шорохи, шепоты. Мужская половина молодой пары принимает волевое решение – зафиксировать на видеокамеру источник неизвестных шумов, мешающих здоровому сну. Как вы уже, наверное, догадались, вот тут-то и начинает твориться экшен!
Однако поспешу разочаровать потенциального зрителя данной картины – никакого экшена нет. То есть фильм представляет собой съемку интерьера дома, где живут герои, их разговоров на тему «что же это такое творится и что же с этим делать», а также записи ЗЛОВЕЩЕГО, происходящего пока все спят. Эффект, производимый фильмом, зиждется на бытовых страхах самих зрителей. То есть, не каждый из нас сражался с неведомым монстром на космическом корабле, бороздящем отдаленные просторы галактики, но каждый знает, что такое мурашки по спине, когда на кухне что-нибудь скрипнет. Собственно в этом и гениальность фильма и секрет его коммерческой популярности – запугать вас вашими же собственными страхами. Действительно, в Интернетах можно встретить отзывы, кричащие о том, что это самое страшное, что только может быть, в тысячу раз страшнее, чем ядерный взрыв и Сергей Зверев. Однако лично мне, взращенному на фильмах про Фредди Крюгера, кажется, что «Паранормальная активность» может напугать разве что восьмиклассницу. Мне скажут, что, мол, есть несколько концовок, одна та, которая в версии, плавающей по Интернету, а другая – та, которую можно увидеть в кинотеатре. И, дескать, вон та гораздо страшнее, чем вот эта. Но на самом деле концовка сути фильма не меняет. Дело тут даже не в частоте и уровне зловещности поскрипываний, а в абсолютно дилетантской игре актеров. Если в «Ведьме из Блэр» зритель проникается страхом героев, благодаря превосходной работе исполнителей, то «Паранормальная активность» уровнем диалогов напоминает пародийный ситком; так и ждешь, что сейчас раздастся закадровый смешок. А пресловутое «послевкусие» «Ведьмы из Блэр» (это когда фильм закончился, а в голове вопрос «что это было?») решили все теми же старыми проверенными методами (как и в «Монстро») – убили всех человеков. Скучно.
Мне кажется, что мы наблюдаем появление этакого Punk от кинематографа. Если в музыке после Ramones все, кто знал три аккорда (а то и меньше) искренне поверили в свою способность собирать стадионы, то после «Ведьмы из Блэр» все, у кого есть камера и свободное время, могут снять блокбастер. Что ж, дерзайте, но помните, что без такой маленькой, но очень важной составляющей, как талант, у вас нихрена не получится.
Поделись с друзьями: