Существуют фильмы, которые благодаря своей неординарной концепции стали заметными культурными явлениями, без которых невозможно представить кинематограф, равно как и снимать новые фильмы, не оглядываясь на эти шедевры. Однако есть и другая категория фильмов, про них мало кто знает, их премьера прошла незамеченной, рекордных кассовых сборов они не срывали. В то же время, такие фильмы являются, выражаясь языком К. Маркса, «базисом», на который ложится «надстройка» блокбастеров. Об одном из таких фильмов, на мой взгляд, совершенно недооцененным, и пойдет речь.
Нетленка называется банально и смешно – «Темный город» («Dark City»), вышла на экраны в далеком 1998 году, с грехом пополам отработав свой $27 млн. бюджет. За режиссерским пультом находился Алекс Пройас, успевший отметиться «Вороном» с Брендоном Ли. Несколько слов о сюжете. Существует некий мегаполис, где никогда не светит солнце, где в полночь жизнь останавливается (в прямом смысле), где архитектура изменяется усилием ИХ мысли, где каждый человек играет роль, которую ему дали ОНИ, и никто не знает (точнее не помнит) как выбраться из Темного города, потому что экспрессы из него идут без остановок (это же экспресс!). Заинтригованы?
«Темный город» — потрясающе стильный фильм. Создавая мегаполис, авторы черпали вдохновение в легендарном «Метрополисе»: огромные безликие здания, железные дороги, удивительным образом проложенные где-то в воздухе, бесконечные вереницы фар автомобилей, мосты, парящие между небоскребами. Город тонет в нуаре 40- х годов: формы полицейских, плащи, фетровые шляпы, элегантные женские платья, револьверы, элементы убранства домов – все как будто пришло из фильмов с Хамфри Богартом. Также, на мой взгляд, совершенно четко прослеживается влияние «Города потерянных детей» Жан-Пьера Жене – помните эти мутные зеленые каналы, голые кирпичные стены, потрясающую атмосферу уныния и тоски (Онегину такое и не снилось!)? Все это перекочевало в «Темный город». Также идеи обоих фильмов довольно близки – в «Городе потерянных детей» злой ученый Кранк крал детские сны. В «Темном городе» загадочные Strangers стирали воспоминания у людей и имплантировали им новые взамен. В обоих случаях речь идет о манипуляции человеческим сознанием ради достижения одной цели – стать человеком. В мире «Темного города» человек – это уникальное существо. Он обладает эмоциями, индивидуальностью, душой. Ничего этого нет у Strangers, которые организованы по принципу улья или муравейника. Их поведение и сознание коллективно, поэтому они вырождаются. Люди для них – подопытные крысы (Доктор Шребер запускает лабораторную крысу в лабиринт, который очень напоминает мегаполис). Им Strangers вводят в полночь новые личности, чтобы понять нас, чтобы стать такими же, как мы. Собственно для этих целей и существует Темный город – это всего лишь декорация, в которой живут ни о чем не подозревающие подопытные homo sapiens (прямо как в вышедшем в том же году «Шоу Трумана», только подоплека более масштабна и коварна).
Ничего не напоминает? А именно некий фильм «Матрица» выпущенный годом позже? Более того, снимавшийся в декорациях «Темного города». Картинка обоих фильмов поражает схожестью – нуар вымышленного мира, зеленые цвета, способность главного героя силой мысли изменять «реальность», забеги по крышам, станции метро, Strangers сиречь Агенты, боевые сцены в воздухе. Все это было сначала в «Темном городе». Помните шлейфы от полетов пуль в «Матрице», помните, как Нео силой мысли останавливал пули? Тот же герой, избранный, который видит истинный порядок вещей, который понял, что все вокруг – ложь, он восстает против системы во имя Человека. Все эти параллели наводят на мысль, что братья Вачовски не особо мудрили над сюжетом «Матрицы», а просто взяли «Темный город», смешали его с «Ghost in the Shell», в итоге и получился шедевр. Но киномана не проведешь компиляцией, даже такой высококачественной. Смотрите первоисточники, друзья мои. Так вы сможете составить свое собственное мнение. Мое же мнение заключается в том, что «Темный город» несправедливо забыт.
Поделись с друзьями: