Кино на выходные | Восток — дело тонкое

Размеренные праздники кончились и начались серые трудовые будни с работами, зарплатами, бытом, простудами, экзаменами, перерывами-перекурами и бесконечным присутствием кофеина в крови. На фоне закончившегося веселья в нашей славной и гордой столице снова разгорелись беспорядки на улицах. Добавить к этому нестерпимую слякоть под ногами, сопровождающуюся заморозками, ведь синоптики у нас подрабатывают еще и канатоходцами-авантюристами, то вот вам рецепт постпраздничной депрессии, которую никакой прозак спасти не в силах. Хочется сбежать не то что в другую страну — на другой материк, где единственное знакомое для тебя зрелище — это люди с двумя ногами и руками. На фоне всего вышеописанного, хочу все же оповестить читателей, о чем сегодня пойдет речь. А именно — о японской культуре, о кодексе самурая, о литературе, театре и даже о мультфильмах.

Япония всегда была закрытым государством с отличными от европейских принципами развития истории. Весь мир, ну или хотя бы большая его часть, переживал относительно одинаковые процессы становления того или иного режима, процессы смены властей, культурные эпохи. Япония же развивалась по своей собственной программе.

Что мы знаем о Японии?

Япония — страна:

извращенцев, чего уж греха таить
дикого для европейцев языка
социальной замкнутости и женской робости
гейш и кимоно
совершенно отличного от европейского, традиционного театра, где используется очень своеобразный грим и костюмы (напр. -кабуки)
книг, которые читают с конца
японцы любят сырую рыбу и рыбу вообще
летом, при стопроцентной влажности все ходят в костюмах и с полотенчиками на шее (стойкие очень).
бесконечно красивой литературой и живописи
каллиграфии
машин, дизайнеров и палочек, наконец.


Но она известна и самурайским средневековым кодексом, Бусидо, который описывает такие понятия как «долг», «мораль», «верность». Но все же некоторые принципы, такие как отношение к смерти, остаются закрытыми, понятными только для этой закрытой касты, истинами.

Несмотря на то, что кодекс предписан воинской элите, ценностями руководствуется нация, как единый организм. Японский кинематограф и самые известные его представители Сузуки, Куросава, Шинода, Окамото, все превозносили эти принципы истинного воина, истинного патриота, живущего по почти философскому кодексу, живущего без оглядки, передавая тем самым красивую и странную строгость своей страны, которую европейскому сознанию зачастую довольно трудно оформить и понять. Но давайте вместе с вами посмотрим фильмы, отражающие этот почти сказочный и тонкий, как шелк, восточный мир, где образ воина с моральными основами передислоцирован на образ человека, как такового.


Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Начинаем мы совсем не с Японии, кстати. Но дабы приближаться постепенно и не кидать зрителя в самое пекло с харакири, катанами и странной красотой восточной философии, посмотрим для начала фильм бессмертного классика как французского, так и мирового кино Жана-Пьера Мелвилля с Аленом Делоном в главной роли. Фильм 1967 года с простым названием «Самурай» («Le samouraï»)


Но фильм этот здесь не случайно. Несмотря на то, что это французское гангстерское кино (на мой взгляд, одно из лучших в подобном жанре), фильм рисует нам этот самурайский идеал, эдакую самурайскую элегантность, к которой должен стремиться воин, а именно голубоглазый Ален Делон, как смешно бы это ни звучало. Эпилогом к фильму Мелвилль выбрал один из пунктов бусидо «Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях».

И на самом деле, отражая хладнокровные принципы, предписанные морали воина, он рисует картину экзистенциального одиночества одного человека, профессия которого, впрочем, не лишена некоторых общих черт с самураями. Холодные голубые глаза героя, все время четко и без колебаний направленные в одну конкретную точку, ведут нас через весь фильм, так до конца и не дав понять, в чем суть одиночества этого никогда не ошибающегося человека.

Наемный убийца Жеф Кастелло (Ален Делон) пребывает в фильме неизменно в гордом одиночестве, превращая его в некое подобие моноспектакля, как будто зритель видит кукольный театр в коробке под странную мелодию шарманщика. Мелвилль, в свою очередь, позаботился о минимализме, отрешенности, недосказанности и невероятной красоте, что позволяет зрителю сконцентрироваться исключительно на главном герое. Понять те, может быть, уже банальные, но, тем временем, вечные проблемы, скрытые в душе у человека. Самые первые кадры комнаты Кастелло, где нет почти ничего, кроме как мебели первой необходимости и клетки с птицами, он меланхолично курит в постели, уставившись в одну точку. Вот он психологизм, с которым Мелвилль играется, как ребенок с игрушкой, грамотно подкрепленный прекрасным музыкальным сопровождением. Синтезируя в своем фильме западные традиции с мимолетной темой восточной культуры, режиссер рассказывает историю одного человека, одного убийцы, одного воина с выбором — переступать порог собственных заветов или нет. К подобному выбору Кастелло привела его работа. Было заказано убийство, которое Жеф выполнил с присущей ему педантичностью и элегантностью. Но даже обеспечив себе зубодробительное алиби, герой оказывается под прицелом как заказчика, так и полиции. Мелвилль создает свою теорию Одиночества с большой «О».

...loneliness is the natural human condition and nobody can take this from you (из фильма «Белый Олеандр»)

Почему надо смотреть фильм:

— ради обогащения внутреннего мира

— ради в коей-то веки блестящей игры Алена Делона (который, будем откровенны, никогда гениальным актером не был)

-ради, может быть, лучшего гангстерского кино

— ради незабываемого стиля Жана-Пьера Мелвилля

— ради красивой трагичный истории -в конце концов, чтобы понять с кого содрал Джармуш «Пес-призрак:путь самурая»

YouTube Preview Image


Теперь окончательно и бесповоротно на сегодня перемещаемся в Японию. Дабы немного развеять обстановку хотелось бы представить вам довольно нетипичный фильм, в котором на самом деле от самурайских традиций, на первый взгляд, не так уж и много. Речь пойдет о фильме-сказке «Легенда о снежной женщине» («Ghost story of the Snow Fairy») 1968 года режиссера Токуза Танака.


В Японии существует традиционный вид творчества (зачастую пьесы театра Кабуки) под названием Кайдан. Для кайдана характерен ряд отличительных особенностей, например, — мистическая составляющая, обязательный мотив мести, кармы, ограниченное количество персонажей. Короче говоря, для европейцев, зачастую, кайдан выглядит как мистическая сказка. Именно таковым и является «Легенда о снежной женщине». Когда-то очень давно в народе жила легенда о Снежной женщине (эдакий аналог нашей Снежной королевы), она живет в метелях и вьюгах и каждого, кто ее встретит, ждет неминуемая гибель. Таким вот невезунчиком стал пожилой архитектор, который ночевал вместе со своим подмастерьем в хижине в лесу. Однако, молодого протеже Ёсаку Снежная женщина пощадила, предупредив, что если кто-нибудь узнает о случившимся, она обязательно его найдет и убьет. Вернувшись, Ёсаку получает заказ на изготовление статуи богини в местный храм. Он живет как прежде, но однажды в его жизни появляется таинственная девушка Юки с кожей белой и холодной, как снег...


Как и любая сказка, в особенности восточная, эта поднимает вечные вопросы верности, любви, истины, милосердия и выбора. Описанная так тонко и красиво, поставленная совершенно на другой, не европейский манер, история воспринимается, как мир, настолько отрешенный от нашей обыденности, как будто это история с далекой планеты. Традиции японского общества, отношения между мужчиной и женщиной, патриархат, отраженные в культуре и, конкретно, кинематографе, позволяют приподнять завесу тайны и как будто побывать в параллельном мире.

Интересный факт: Имя главной героини, таинственной девушки и, в последствии, жены архитектора Ёсаку, — Юки. В японском фольклоре Юки-онна (в пер. — «Снежная женщина») — божество с белоснежной, почти прозрачной кожей. В соответствии с приданием, у нее только одна нога и только один глаз, ее движения изящны как техника каллиграфии. Это божество являет себя миру только во время снежной бури и в особенности под Новый год. Также японские выражения «Умереть насильственной смертью» и «жениться на юки-онна» — синонимичны. О-Юки — в переводе означает «снег».


(Изображение Юки-онна)

YouTube Preview Image


Следующим пунктом обозначен фильм классика как японского, так и мирового кинематографа. Акира Куросава и его фильм «Расёмон» 1950 года. Фильм считается первым общеизвестным шедевром Куросавы. Эта лента принесла режиссеру и актеру Тосиро Мифунэ (снимался в 16 фильмах Куросавы, в т.ч «Пьяный ангел», «Идиот», «Семь самураев») всемирную славу, а также главный приз Венецианского кинофестиваля 1951 года, «Оскар» 1952 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и ряд других престижный кинопремий. Эта лента — экранизация рассказа классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (1922).

-Мне хочется верить, что мы не так глубоко погрязли в пороках.
-Хочешь верить? Верь на здоровье. Но только честными себя считают все подряд. А найдется среди них хотя бы один честный человек?
-Чудовищные речи!
-Люди так так устроены, что все дурное и стыдное о себе забывают. Видят прошлое, как им выгодно, потому что так легче жить".

XI век. Сюжет картины закручен на таинственном убийстве самурая разбойником Тадзёмару. Под сводами ворот (в пер. «расёмон») происходит судебный процесс, где свидетели рассказывают о 4 версиях убийства самурая. И все они противоречат друг другу. Истинного ответа так и не последует. Куросава предпочел скрыть истину в тени, но приоткрыть завесу тайн темной стороны человеческой души, ее пороков и сумасшествия. Будучи до корней волос и пор костей консервативным обществом, социальные отношения в котором будто выбиты на камне, настолько все чинно и правильно с виду, человек остается человеком, со своими демонами внутри. Запад выставляет пороки наружу, Восток их таит внутри. Весь этот мир пропитан символизмом, каждый камешек будет что-то означать, так и в фильме центральная фигура в сюжете — ворота, как переход между двумя мирами, как двери в психиатрическую клинику. Герои тоже застыли на каком-то перевалочном пункте, между правдой и ложью, между безумием и здравомыслием, между адом и чистилищем.

Несмотря на то, что действия разворачиваются в XI веке, Куросава выступает в роли психолога и судьи всего общества (так и хочется сказать -японский Гоголь), синтезируя Восток и Запад под единой проблематикой. Именно поэтому Запад проникся его фильмом, почувствовав в нем актуальность не в рамках нации, а в рамках человечества. Этот фильм — как философский трактат, не потеряет своей значимости и через сто лет. Несмотря на то, что японскому кино свойственна чрезмерная театральность, она разимо отличается от театральности американского кино 50х. Как будто дополняя и гармонично сливаясь с образом восточной культуры (ведь огромный пласт занимает театр), она открывает новые грани восприятия этого мира.

Интересный факт: Центральный персонаж картины, разбойник Тадзёмару (Тосиро Мифунэ), всем своим видом и повадками напоминает дикое животное с голыми инстинктами наружу. Опять же аллегоричность образов, призывающая раскрыть истинную человеческую натуру. Куросава в работе с актером Тосиро предложил ему как прототип взять дикое животное (тигра), и следовать его пластике. С тех пор Тосиро Мифунж славился именно этой отличительной актерской чертой.






Далее перемещаемся к выдающейся личности японской культуры XX века Юкио Мисима (Yukio Mishima. Настоящее имя Кимитакэ Хираока). За свою недолгую и яркую жизнь (Мисима умер, когда ему было 45), он оставил за собой как будто выжженный след. Его псевдоним означает «Зачарованный Смертью Дьявол». Таким он на самом деле и являлся: странным, неземным и зачарованным. Более всего Мисима известен как выдающийся и по-настоящему сильный прозаик. Его самые известные произведения «Исповедь маски», «Золотой храм», «Запретные цвета» стали мировой классикой и являлись по большому счету автобиографией. Побывав в шкуре писателя, фотографа, военного, путешественника, он также был режиссером и актером театра и кино, даже дирижером симфонического оркестра. Вдохновленный самурайскими традициями, он видел в этике средневековых воинов образ идеального, совершенного человека. Поклонение смерти — вот чем пропитан весь дух прозы и творчества Мисимы, да и всей восточной культуры в целом. Смерть и традиции — вот он, странный костяк восточного общества. Красоту же Мисима считал главной причиной, по которой человек становится слабым. В своей новелле «Патриотизм», Мисима осмысляет истинный долг настоящего военного (понимать как самурая/человека) — умереть. Тем временем, он писал «Человеческая жизнь не беспредельна, я же хочу жить вечно.»

Все, кто знают об этом человеке, вспоминают,скорее, не начало его жизни, а конец. Будучи истинным монархистом, он призывал отвергнуть «мирную» конституцию. В 1968 году Мисима создает ультра-правую организацию «Общество щита» и в 1970 предпримет попытку совершить монархический переворот на одной из токийских военных баз. Но потерпев неудачу, он как последний самурай, совершил ритуальное самоубийство, — харакири. Стремление к идеальной смерти Мисима отразил в своем единственном фильме «Патриотизм» 1966 года, в котором он выступает как режиссер и актер. Это 30-минутная короткометражка, повествующая о последних минутах жизни лейтенанта Такэяма. Его военные коллеги подняли мятеж во имя Императора. Но их восстание было подавлено. Будучи членом этой организации, Такэяма понимает, что не разделяет взглядов собственных друзей и напарников, и как истинный самурай, должен распрощаться с жизнью. Его жена Рейко, также верная традициям, следует за мужем. Невероятно странно, насколько Мисима предчувствовал собственный финал.

Фильм укладывается в три ролика:

YouTube Preview Image
YouTube Preview Image
YouTube Preview Image


Как-то мы углубились в печальные темы. Напоследок предлагаю посмотреть (а скорее пересмотреть) мультфильм всем известного Хаяо Миядзаки. Его мультфильмы никогда не устареют и не потеряют своей актуальности, их всегда приятно пересматривать. Возможно из-за того, что все мультфильмы на его студии создаются вручную. Вкладывая в это всю свою душу, команда Миядзаки создает ни много ни мало — шедевры. Несмотря на то, что картины ориентированы на детскую аудиторию, они с новым осознанием, но с той же легкостью смотрятся и взрослыми.


На выбор:

«Унесенные призраками»

YouTube Preview Image

«Ходячий замок»

YouTube Preview Image

«Рыбка Поньо на утесе»

YouTube Preview Image


Всем глубоких философских выходных.

Обогащайтесь, любите друг друга и не делайте харакири, если вы не самурай!

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • 14 января 2011 | Ответить

    Thumb up 2 Thumb down 0

    Практически все мультфильмы Миядзаки, несмотря на свою красочность и фантастичность персонажей , несут в себе глубокий смысл, и передают чувства, которые понять ребенку сложно, ибо степень восприятия совершенно иная...

    Искренне обожаю его мультфильмы, каждый раз смотрю, не отрывая глаз.

    • Слава
      15 января 2011 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      не согласен, во многих его работах главный персонаж — ребенок, с помощью которого ребенок понимает как себя понимать сложное, так что детям они тоже интересны очень очень)

  • 15 января 2011 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 1

    мы видимо говорим о детях разного возраста... при чем возрастной промежуток достаточно велик.

    Те дети,которые смотрят мультики повседневно,большим потоком(ну все же дети вроде как смотрят мультики,а не глубокие психологические драммы), они как раз и не воспринимают глубин и не ищут образы для сопоставления с ними себя. они смотрят мультфильм, как яркое,красочное эмоционально представление-сказку про бабу ягу,волшебство и т д...

    Другое дело.что возможно это как-то и откладывается в подсознании,а потом годам к 35 вылезает в переработаной форме.

    Тот факт,что они очень интересны детям — неоспорим.дети любят сказки... но не мораль в них.

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: