Черный лебедь / Black Swan: Даррен Аронофски на пути к совершенству

Совершенство — это не только самоконтроль, но и умение отпустить себя!
Удиви себя, чтобы удивить других.


Под занавес 2010 года и под громкие аплодисменты 67-го Венецианского фестиваля, непредсказуемо-прекрасный Даррен Аронофски представил своему зрителю психологическую хоррор-мелодраму «Чёрный лебедь». Идеальный подбор актеров, безупречная игра, бессмертное «Лебединое озеро» Чайковского в обработке талантливейшего Клинта Мансела, захватывающий сюжет и нетривиальное прочтение, казалось бы, простой идеи – это всё о новой картине автора таких шедевров, как «Реквием по мечте», «Пи», «Рестлер» и «Фонтан».

Что снаружи. Сюжет фильма строится вокруг примы балетного театра, Нины Сойерс (Натали Портман), получающей долгожданную главную роль в балете «Лебединое озеро», постановкой которого занимается режиссер Томас Лерой (Венсан Кассель). Ситуация обостряется в тот момент, когда на горизонте возникает новая балерина, Лили (Мила Кунис), чьи страсть и талант не оставляют равнодушным никого, даже саму Нину, в душе которой страх и ненависть к конкурентке неожиданно переплетаются с влечением к ней. По мере развития сюжета, Нина заглядывает всё глубже в собственные чувства, открывает потаенные темные уголки своего второго «Я» (которое, к слову, до ужаса напоминает Лили), чтобы впоследствии окончательно скинуть с себя невинность и чувственность, перевоплотившись в жаждущего плоти  черного лебедя.

Что внутри. Уже прозвучало мнение, что «Черный лебедь» — это «Рестлер», только про балет. Смешно, конечно, но, как известно, «в каждой шутке...». Очевидно одно: Аронофски снял картину вовсе не о талантливой балерине, ее становлении и «пути к славе». Он всегда отличался тем, как мастерски закручивал многослойный сюжет, разбивая догадки зрителя о примитивности рассматриваемой проблемы. Поэтому думать о том, что перед нами очередной (пусть и захватывающий) триллер о соперничестве двух танцовщиц, сдобренный порцией эротики и кровавых сцен, — более, чем абсурдно.

Сделав сюжетную линию до невозможности прозрачной и, не побоюсь этого слова, вялотекущей, Аронофски по-настоящему накалил то, что скрывалось за ней: истинную сущность души, фанатичную в своем желании совершенства, разрывающуюся под давлением сложившейся ситуации и осознающую всю свою ничтожность на фоне гнетущего и будоражащего эмоционального мира.

В фильме все так и кричит о двойственности: преобладающие черно-белые тона, чистота главной героини и распущенность ее антипода, надломленные отражения в зеркалах. Кому-то все это может показаться чересчур явным, фальшивым и клишированным, превращающим «Черного лебедя» в подобие ширпотребных картин современного американского кинематографа, созданных исключительно для увеселения и развлечения публики, уже давно крепко подсевшей исключительно на «хлеб и зрелища». Как бы то ни было, красота и ужас еще никогда не стояли так близко, невинность и порочность не переплетались так замысловато, а совершенство и уродство не оказывались так похожи.

Особого поклона заслуживает операторская работа Мэттью Либатика, которого можно наблюдать в обществе Аронофски уже не в первый раз. Его камера, следящая за каждым шагом персонажей, за каждым их взглядом и каждой мыслью,  делает зрителей непосредственными участниками истории, создает тот невероятный эффект присутствия, который заставляет забыть о пространстве и времени вне повествования. Каждая сцена фильма – как прожитый момент, нечто завершенное и оформленное, способное существовать самостоятельно. Но тем не менее, следуя за сюжетом, все эти сцены идеально сочетаются друг с другом.

Одним словом, «Черный лебедь» — безусловно, картина, заслуживающая просмотра. Возможно, идея раздвоения личности и внутренней борьбы не так уж и нова; возможно, Даррен Аронофски не сделал чего-то, что кардинально отличалось бы от того, что он делал ранее; возможно, все эти громкие эпитеты о «самом ожидаемом фильме», очередном «шедевре» и «гениальном открытии» несколько преувеличены. Тем не менее, действительно стоящее и хорошее кино видно сразу. Поверьте, это – одно из них.


Факты
:

  • — Впервые Аронофски заговорил об идее фильма о балете с Натали Портман ещё в 2000 году; уже тогда ее заинтерсовала идея сыграть балерину.
  • — Производственный бюджет составил 17 миллионов долларов, что очень даже скромненько.
  • — На Венецианском кинофестивале «Чёрный лебедь» получил первый приз за свою фестивальную карьеру – премию Марчелло Мастрояни, вручаемая лучшему молодому дарованию. Обладателем награды стала Мила Кунис, которая хоть и не смогла приехать на вручение, но послала видеообращение с благодарностями.
  • — Мировая премьера – 1 сентября 2010 г. Премьера в России – 10 февраля 2011 г.

Полезный совет: Смотреть фильм в оригинале. Субтитры по желанию.

YouTube Preview Image
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 7 февраля 2011 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 0

    Прекрасный фильм! Аронофски не перестаёт удивлять, что не фильм, то успех.

  • 11 февраля 2011 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 0

    будет логичным, если за эту роль Натали Портман получит Оскар, хотя, наверное, есть и заслуга режиссера в том, что меня уже второй день после просмотра преследует ее лицо.

    П.С.: Еще, конечно, танец черного лебедя очень гуд.

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: