Итоги года. Искусство 2010

Сотрудничество России и Франции

"Соблазн" 1991

2010 – год сотрудничества Россия- Франция. Под эгидой этого проекта прошло множество выставок в Москве и других городах России. На фотобиеннале-2010 открылась ретроспектива к 40-летию «Встреч в Арле», заметного французского фотографического фестиваля, а также фотографы двух стран подготовили проект «Москва-Праиж», показывающий взгляд художников на столицы родных стран друг друга. Правда, на выставке было видно, что русские видят Париж как романтичный и прекрасный город, а для французов Москва угрюма и недоброжелательна. Совсем с другим настроением были созданы работы для еще одной двусторонней выставки – «Визави» — в рамках биеннале «Стой!Кто идет?». Совместное сотрудничество молодых художников двух стран сформировало одну из самых запоминающихся выставок биеннале в ГЦСИ.

Кроме того, в рамках  года Россия-Франция в Москву привезли суперзвезд европейского искусства, никогда до этого не выставлявшихся в Москве: Аннет Мессаже,  Бертарана Лавье и работы теоретика объединения «Флюксус» Бена Вотье.

Открытие Мультимедиа Арт Музея и больше фотовыставок



Но и до появления МАММ(Multimedia art meseum of Moscow), в Москве открывались хорошие фотовыставки. В Центре фотографии братьев Люмьер исследовали в основном советскую фотографию: «Советское фотоискусство 60-70-х», «Искусство рекламной фотографии 1950-60-х», «Фотографии военного периода» и т.п. Фотобиеннале-2010, организованное Ольгой Свибловой, напротив, показало звезд мирового масштаба: fashion-фотографов Питера Линдберга и Паоло Роверси, классика Анри Картье-Брессона, советского мастера композиции Аркадия Шайхета.

Московский концептуализм


Одной из важнейших тем уходящего года стал московский концептуализм. В феврале открылась небольшая выставка «Фабрики, заводы», приуроченная к пятилетию центра современного искусства «ПРОЕКТ_FABRIKA». Организаторы взяли за основу одноименную работу Юрия Лейдермана и собрали вокруг нее еще несколько работ московских концептуалистов, но, несмотря на подробные объяснения, экспозиция вызывала множество вопросов, а людям, не знакомым с этим течением был и вовсе непонятен замысел выставки. Все недомолвки попытался объяснить обширный и подробный проект  «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст» в фонде «Екатерина». Там были собраны работы известнейших российских концептуальных художников: Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Виталия Комара и Александра Меламида, Льва Рубинштейна, Константина Звездочетова и Павла Пепперштейна. Посетители могли увидеть как фотографии или документацию перфомансов главной для концептуализма группы «Коллективные действия», так и отдельные работы художников. Однако становилось ясно лишь немногое: московский концептуализм зародился в 1970-е, его главным объединением были «Коллективные действия», где в почете были ничего вроде не значащие лозунги и минимализм, а все остальные знаменитые русские художники к концептуализму либо принадлежат, либо его отвергают.

Дойти до сути же и разобраться в самом главном течении в русском современном искусстве можно на выставке Андрея Монастырского в ММСИ, которая будет открыта до конца января. Здесь собраны важнейшие работы основателя и идеолога «коллективных действий» за последние 30 лет, и, что очень важно, экспонаты сопровождены личным комментарием их создателя. Измученный поисками ответа длинною в год, зритель наконец узнает, что главное для концептуализма – это невозможность однозначного толкования, недосказанность. Эстетически же работы минималистичны, идейно они часто вдохновлены буддизмом и дадаизмом. Кроме того, одним из важнейших экспонатов выставки является видео «монолог с лампой», снятое в середине 80-х. В нем сам Монастырский рассуждает о поэзии и русской литературе (что само по себе очень интересно), но, главное, излагает собственное видение концептуализма и говорит, что одной из главных целей группы «Коллективные действия» было расширение художественного пространства, расширение представлений зрителя об искусстве, поиск связи с жизнью. И действительно: акции «Поездки за город» осваивали московские опушки, очень явственные, жизненные места, как арт-пространства. Акционные объекты вроде «Пушки» (черной трубки, нажимая на кнопку сбоку которой ты ожидаешь увидеть что-то внутри, а раздается неприятный звук), несомненно, действуют неожиданно  и ломают стереотипы зрителей, связанные с искусством. Навести «Пушку» на себя обязательно нужно, если не в этом году, то точно в первые дни следующего, так как в 2011 концептуализм может оказаться и в мировых итогах года: ретроспектива Монастырского в августе будет представлена в русском павильоне Венецианской биеннале.

Конструктивизм


Еще одним направлением, к которому обратились кураторы в этом году, — это конструктивизм. Это авангардное архитектурное течение появилось в 1920-х, и было поддерживаемо советским правительством примерно десятилетие. Творчество российских конструктивистов повлияло на все развитие архитектуры XX века: именно они впервые обратились к предельно простым формам, стали активно использовать стекло и бетон, придумали ленточные (непрерывные и вытянутые по горизонтали, что лучше освещало пространство) окна, попытались обустроить жизнь человека на минимальном площади. Во всем мире их наследие очень ценится, но в России памятники конструктивизма находятся в запустении, а люди не могут осознать их художественную ценность. Ситуацию в прошлом году в «Гараже» пытались исправить с помощью серии лекций «Авангард Страны Советов», которая подробно рассказывала об истории конструктивизма и о современном состоянии его памятников.

Лекции помогли: и если дома-коммуны и другие архитектурные памятники все еще не отреставрированы, то интерес к этой теме среди зрителей и кураторов возрос. В начале года в галере «Проун» прошла выставка, исследовавшая конструктивизм с новой стороны: особое внимание уделялось не архитектуре, а дизайну интерьеров. Здесь были чертежи и наброски внутреннего убранства клубов, дворцов пионеров, мебель, вдохновленная работами авангардных художников и составленная из различных геометрических фигур – царство идеального, по представлениям художников, пространства для человека будущего. Немногие из этих дизайнерских решений прижились, но компания «ИКЕА», например, до сих пор производит идеально простую, геометричную мебель, а известный эксцентричный художник и дизайнер Карим Рашид, вслед за смелым конструктивистом Ермиловым, разработал специальную эротическую кровать.

К концу года в Москве начался фестиваль «Пространство ВХУТЕМАС-2010», посвященный 90-летию этой архитектурной школы, предшественницы МАРХИ. Во ВХУТЕМАСе преподавали известнейшие конструктивисты и авангардные художники: Мельников, Шехтель, Кандинский, Лисицкий, Талин, Родченко, Степанова. В ноябре открылись подробнейшие экспозиции, разносторонне изучающие наследие этого учебного заведения, сыгравшего такую важную роль в истории русской и европейской архитектуры. В Музее архитектуры им. Щусева (директор которого, Ирина Коробьина и организовала лекции в «Гараже») в ноябре открылась главная экспозиция «Мысль материальна. ВХУТЕМАС», демонстрирующая работы студентов архитектурного факультета легендарного предшественника МАРХИ.

Искусство+дизайн


О конструктивистах вспомнили и на сентябрьском фестивале Sretenka Design Week, их работы были экспонатами выставки «История русского дизайна» в галерее «МАРС». Кураторы начали свое исследование как раз с 20-х годов и нашли для своей экспозиции не только архитектурные чертежи и элементы внутреннего декора, но и работы модельера Поповой, которая придумывала графичные принты для тканей и одежду очень авангардного и минималистичного кроя. Многие объекты фестиваля, несмотря на название, были творениями художников, а не дизайнеров. Например, ретрофутуристические скульптуры из дерева Полисского выглядели в переулках близ Сретенки не как украшение улиц, а как объекты если не с другой планеты, то, во всяком случае, как экспонаты неведомой биеннале, занесенной почему-то в старую Москву. Тема отношений дизайна и искусства вообще была очень важной для этого года. В «Гараже» показали выставку «The New Décor», экспонаты которой, прикидываясь люстрами, диванами, огромными железными гамаками, странно устроенными кроватями, на деле оказывались же вовсе не функциональными, но очень запоминающимися арт-объектами. Эту тему продолжила и маленькая экспозиция Dysfashional, для которой известные дизайнеры придумывали не одежду, а произведения искусства. К сожалению, выставка доехала до Москвы не целиком и выглядела несколько сиротливо и разрозненно. Однако были и стоящие работы. Так, Мартин Маржела, чьи коллекции смело можно отнести к высокому искусству, а его одежду коллекционируют высоколобые модники всего мира, представил огромную инсталляцию, выражающую все концепцию его творчества. На стенах картонной комнаты были напечатаны фотопринты интерьеров во французском стиле: двери закрыты, окон нет, медицинская белизна, никаких следов присутствия человека. Скрытность – вот что определяет творчество дизайнера, он драпирует тело своих клиентов, никогда не показывает своего лица и не дает интервью, будучи уверенным, что такое поведение его защищает. Кроме того, в каждой стране Маржела помещает в свою инсталляцию переосмысленный им символ этой страны. В России его матрешки вызывают восхищение: они по-прежнему узнаваемы, но вызывающе, картинно минималистичны и лаконичны.

Новые Биеннале


Кроме того, в 2010 появились новые и успешные биеннале. Так, организованная в прошлом году биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»  во второй раз была намного масштабней, и стала одним из главных культурных событий лета. На открытии в ММСИ в Еромолаевском переулке невозможно было дышать не только из-за московской жары, но и из-за количества людей вокруг. На одной из главных выставок «Свобода и воля» экспонаты заняли все 5 этажей ММСИ, а на открытии выступали с перфомансами молодые европейские художники. Критики окрестили молодых авторов довольно обидно – «новые скучные» — а кроме того сетовали на коммерциализацию искусства. Однако биеннале проходила на очень многих арт-площадках Москвы, ее посетили тысячи людей, и есть надежда, что со временем количество превратится в качество.

Появилась в этом году и новая биеннале за пределами Москвы. Кураторы продолжают осваивать индустриальные города: в прошлом году Марат Гельман создал музей современного искусства PERMM в Перми, в этом в Екатеринбурге появилась Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Как и в Перми, кураторы попытались освоить больше не нужные городские пространства: Марат Гельман сделал музей в старом вокзале, в Екатеринбурге выставки проходили на модных нынче заводах: легендарном «Уралмаше», Верх-Исетском Металлургическом заводе, Свердловском камвольном комбинате и др. Программа этой биеннале тоже не вызвала одобрения экспертов: привезли в основном зарубежных  художников и русских суперзвезд, но не искали екатеринбургских авторов. Тем не менее, как и с молодым искусством, радует даже программа, а сама возможность того, что современное искусство будет вызывать интерес и в провинции.

Скандалы, интриги, расследования

Государство в уходящем году тоже не осталось равнодушным к искусству. Скандал разгорелся в июле, когда должен был быть объявлен приговор Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову, организаторам выставки «Запретное искусство — 2006». Эта экспозиция открылась в Музее им. Сахарова в 2007 году и вызвала гнев Русской Православной Церкви из-за скандальных экспонатов религиозной тематики. Летом организаторов осудили – всего лишь штраф. Однако эта история вызвала огромный резонанс в обществе, и стало понятно, что статья 282 УК (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) теперь будет использоваться государством не только против националистов, экстремистов и т.п., но и против неугодных художников и кураторов.

Еще одним скандалом уходящего года стал отзыв работ Авдея Тер-Оганьяна с выставки «Русский контрапункт» в Лувре. Серия работ «Радикальный абстракционизм» не была выпущена министерством культуры РФ. При этом представитель ГЦСИ Ирина Горлова заметила, что произведения Тер-Оганьяна «содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды». Вот такая открытость и культурный обмен Россия-Франция.

Источники фото:
http://www.ekaterina-foundation.ru/ , http://www.snob.ru/ , http://conceptualism.letov.ru/palets/palec.html ,http://www.liveinternet.ru/users/agaffja/quotes/ , http://www.lookatme.ru/ , http://discussiya.com/

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: