История о том, как женщина снимает женщину

Это было в Париже…  Когда я нынешней весной посетила этот город и очутилась в его подземном пространстве, меня повсюду преследовал женский образ. Это была полуобнаженная женщина, сидящая в вагоне метро, на нее был накинут полупрозрачный шлейф, а ее волосы покрывала чуть видимая черная сетка. Она притягивала к себе взгляды далеко не своей наготой, но той завораживающей силой своих глубоко посаженных глаз, которой обладает, пожалуй, только одна женщина мира – Джоконда. И везде, почти на каждой остановке, на каждом переходе был плакат, с которого загадочно смотрела на меня незнакомка.  Тогда мне казалось, что ее образ останется для меня нераскрытым и непонятым. И только недавно эта загадка разрешилась. Оказалось, что на плакатах помещена фотография новой работы Беттины Реймс (Bettina Rheims), которая стала частью ее большого труда – книги «Роза Парижа» (Rose, c'est Paris)

Будучи ученицей известного фотографа Хельмута Ньютона (Helmut Newton), Беттина Реймс снимает преимущественно женскую обнаженную натуру.  Исключением остаются только официальные портреты бывшего президента Франции Жака Ширака и несколько снимков таких известных мужчин, как Джонни Депп, Эмир Кустурица, Майкл Дуглас  и Микки Рурк. Можно много и скучно рассказывать об отношении, сложившемся у зрителей к творчеству Беттины, но чтобы действительно понять ее работы, нужно прочувствовать  атмосферу, в которой она формировалась как фотохудожник.

И сначала это рождение. Город Париж. 1952 год. История Франции 50-х годов – это время колониальных войн (в Алжире и Индокитае), в которых Франция потерпела поражения. В результате чего профранцузские алжирцы переселились во Францию  и  с тех пор стали быстрорастущим мусульманским меньшинством, которое и по сей день набирает свои обороты.  В этой обстановке формируются внутренние конфликты, которые  привели к гражданской революции 1968г. Спонтанно, без подстрекательств со стороны каких-либо партий, вспыхивают один за одним студенческие демонстрации и митинги. Повсюду плакаты, лозунги: «Вся власть воображению!», «Будьте реалистами: требуйте невозможного!», «Пролетарии всех стран, развлекайтесь!».  Улицы стали  галереями open-air.  Грань между профессиональным художником и любителем стерлась, внимание с формы перешло на содержание. В сложившейся обстановке нельзя было не заниматься творчеством. Каждый хотел проявить себя по-своему. (Подробнее про искусство политического активизма во Франции в конце 1960-х мы рассказывали тут).

«С  тех пор как я начала ходить, я смотрела на великие произведения искусства, выросла с ними. Вокруг меня на стенах всегда были картины – Дега, Тулуз-Лотрека, Климта. Все эти художники, и итальянское искусство, и церкви – вот, что влияло на меня.» Беттина Реймс

В это время в Америке происходит свой культурный переворот «имени Энди Уорхола», с которым вскоре завязывает общение Беттина Реймс.  Но как может француженка, еще не достигшая совершеннолетия, познакомится с королем современного искусства того времени? Дело в том, что отец Беттины — известный писатель и аукционист  Морис Реймс. Поэтому доступ в пресловутую богемную тусовку был  для нее всегда открыт. Более того, папино увлечение искусством вдохновило Беттину на создание собственных работ. Свободолюбивый воздух Парижа,  известное имя отца, раскрепощенный  стиль Энди Уорхолла – все это оставило свой след в творчестве Беттины.

«Это не та красота, которую привыкли видеть в журналах — она представляется мне поверхностной, а мы выходим за пределы поверхности.» Беттина Реймс

Юность. Свои первые фотопубликации Беттина сделала в одном из самых модных французских журналов L’Egoiste. Конечно, такой старт не остался незамеченным. В свои 29 лет Беттина представила общественности свою первую фотовыставку в парижском центре искусств – Помпиду, персональная выставка в таком месте – это определенно успех. Еще с самого начала пути Беттина отдает предпочтение в своем творчестве женщинам: в объектив  фотокамеры попадают не только знаменитые и прекрасные, но неизвестные модели, парой пугающие, всем своим существом отрицающие социальные табу и постоянно расширяющие рамки жанра эротической фотографии. Женщина в ее работах одновременно может быть сильной и уязвимой. Возможно даже, именно Беттина делает сильную женщину уязвимой, показывая общественности ее абсолютно голой.

Кажется, сама Моника Беллучи, которая всегда воплощала собой образ неприступной женщины, становится в ее фотографиях простой женщиной, полной сомнений и переживаний. Однако не только Моника сочла за честь позировать перед ее фотокамерой. Мадонна, Кейт Мосс, Шэрон Стоун, Катрин Денёв, Лив Тайлер, Шарлотта Гейнсбург – пожалуй, все самые красивые женщины планеты некогда снимались для Беттины.

«Снимая женщин обнаженными, будь то звезды или незнакомки, она превращает их плоть в окутанный дымом миф. Накладывая тени темной ночи на изначально тривиальную ясность фотографии, она создает напряжение между полюсами вымысла и реальности; и если она предпочитает снимать женщин, то, возможно, это лишь способ создать собственный автопортрет, разделив его на тысячу персонажей.» Серж Брамли, писатель, соавтор книги

.  «Роза Парижа» – это новый совместный проект Беттины Реймс и Сержа Брамли (Serge Bramly), который включает монографию и DVD-фильм.  «Это сюрреалистическое видение Париже, дисфория, художественные призраки , тайные манипуляции, одержимость, фетишизм и неукротимое желание» — так звучит описание книги в пресс-релизе.  Однако эти слова не передают всей атмосферы «Розы Парижа». Это история двух сестер, одна из которых неожиданно исчезает, а вторая занимается поиском таинственно пропавшей.  Созданный как сон, черно-белый детектив ведет нас по случайным улицам Парижа, мимо кафе и таверн, магазинов и музеев, заброшенных фабрик и больших гостиниц в погоне за призраком сестры.

Что произошло с пропавшей без вести сестрой? Может, исчезновение было запланировано? Может, ее похитили? А может, это убийство?.. Происходит потеря зрителя в тонкостях этого лабиринта, в котором стираются грани между реальностью и сказкой под воздействием эротической магией.

Само название книги – это ссылка на Ррозу Селяви (именно две «Р», Rrose Sélavy), вымышленного персонажа, которым порой прикрывался Марсель Дюшан (Marcel Duchamp). РРоз Селяви — это фонетическая транскрипция фразы: «Эрос — это жизнь». Таким путем Дюшан, мужчина в роли женщины, остроумно привлекал внимание к тому факту, что «эрос» — это принцип, это сама жизнь. Главная идея книги – это передать атмосферу проникновения Эроса в повседневную жизнь, которая  нашла свое выражение через  фотографии Беттины и поэзию Сержа.

Книга вышла ограниченным тиражом, всего 1500 экземпляров, в аккуратном чемоданчике, где помимо книги — DVD с фильмом, искусственная роза и статуэтка в форме Эйфелевой башни, неизменного символа Парижа. Жизнь раскрывает свой вкус в деталях, которые и создают неуловимую атмосферу – и здесь создатели книги об этом не забыли.

Официальный сайт Беттина Реймс

Официальный сайт издательства Taschen

В материале использованы иллюстрации с сайта taschen.com

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: