Психологи уверяют, что для мужчин сорок лет (примерно) – это своего рода рубеж в мировосприятии. Однажды отягощенного годами и детьми отца семейства вдруг да настигнет запоздалое горькое осознание, что молодость ушла. Особенно горькое и болезненное для тех, в ком мечтательность до поры уживалась с размеренной повседневностью. Но рано или поздно правда быта не оставит прекрасным иллюзиям и надеждам никакого шанса – не рок-звезда, не президент, без мерседеса, без Анджелины Джоли на кухне, которая, и это самое отвратительное, никогда там и не окажется.
Этот рубеж еще называют кризисом среднего возраста.
Бывает так, что под его влиянием вроде примерные и успешные семьянины (или холостяки, что не принципиально) неожиданно пускаются во все тяжкие. И пускаются по-своему. Вот герой Олега Янковского («Полеты во сне и наяву»), разочаровавшись в действительности, отчаянно (и активно) отказывается этой действительности подчиняться. Герой Кевина Спейси («Красота по-американски») — наоборот, на пятом десятке вдруг обретает второе дыхание, что дается ему нелегко, не сразу и ненадолго. И в этом плане герою «Золотого сечения» в известной мере повезло – необычайное стечение обстоятельств само предоставило ему способ кризис преодолеть. Да еще какой!
Модный, очень успешный и очень усталый фотограф (Алексей Серебряков, как всегда, на взводе, на грани нервного срыва) неожиданно становиться непосредственным участником удивительного, полного опасностей авантюрного приключения, собравшего все идефиксы и штампы современной и не очень русской масс-культуры: гламур, нежданное наследство, семейные скелеты в шкафу, охота за сокровищами, восточная экзотика, красивейшие женщины, шпионы, масоны под эзотерико-буддистским соусом. И надо сказать, человеку, который сможет с первого просмотра вникнуть во все эти тонкости сюжетных хитросплетений, стоит с благоговением пожать руку.
Однако, отсутствие внятного сюжета фильм совсем не обедняет – это и не входило в замыслы создателей сего действа, которое сознательно дистанцируется от реальности и пытается смоделировать свою, параллельную, Вселенную, где фантазия, мысли и ощущения значат гораздо больше занудной действительности.
И здесь видится, с одной стороны, наследие советского, отчасти постсоветского андеграунда с его культом абсурда (к слову, в саундтреке картины присутствует ремикс «Афанасий Никитин буги» БГ, который когда-то вместе с Сергеем Курехиным был задействован в даже более эксцентричной картине того же Сергея Дебижева «Два капитана 2», широко известной в узких кругах). С другой, не менее приятной, стороны можно говорить о робких поисках нового киноязыка, здесь – в форме слияния кино как реальной истории и клипа как фантазии на заданную тему, что уже было опробовано в прошлом году Иваном Вырыпаевым в «Кислороде», фильме неоднозначном, но прекрасном в своей неоднозначности (прошу прощения за патетику).
Не шедевр, отнюдь, но со вкусом рассказанный экзистенциально-печальный «буддийский триллер» об Индиане Джонсе с азиатской спецификой, и с, конечно, русской душой, оставляющий неожиданное ощущение свежести и красоты.
Поделись с друзьями: