Итоги ММКФ-2010: ошибки прошлого и проблемы настоящего

Говорить про излишнюю политизированность Основного конкурса Московского кинофестиваля – это уже моветон. Но как ни пытаешься видеть за фильмами только художественные ценности, все равно натыкаешься на политику и международные отношения. В этот – 32-ой раз – победила дружба с Венесуэлой.


"Брат", режиссер Марсель Раскин


Основное жюри под председательством Люка Бессона вручило главный приз фестиваля   «Золотого Святого Георгия» венесуэльскому фильму «Брат» Марселя Раскина, полнометражному дебюту молодого режиссера из Каракаса. В центре фильма — история двух братьев, тянущая на психологическую драму. Старший, Хулио, капитан футбольной команды и по совместительству глава семьи. Ему нужно зарабатывать деньги, и делает он это не всегда законными путями. Младший, Даниэль, настоящий идеалист, мечтающий однажды стать нападающим в известной футбольной команде. Вдруг над этим миром за чертой бедности раздается случайный выстрел. Даниэль, ставший нечаянным свидетелем того, как приятель
Хулио  убил их мать, теперь стоит перед выбором – рассказать все брату или сохранить тайну и удержать порывы мести.


Вот такой фильм, в котором «социальщина» (семьи, живущие за чертой бедности, высокий уровень преступности и т.д.) всегда остается на втором плане, а на первом – характеры героев, их развитие и тяжелый выбор. Настоящая психологическая драма, без политики. Зато из Венесуэлы.



"Албанец", режиссер Йоханнес Набер


Специальный приз жюри получила картина «Албанец», полнометражный дебют немецкого режиссера Йоханнеса Набера. Фильм о трудных буднях албанского эмигранта в Германии и не менее трудных выходных у себя на родине, где его разлучили с беременной невестой. Тему нелегальной эмиграции затрагивают еще две конкурсных картины – турецкий фильм «Выброшенный на берег моря» и болгарский «Следы на песке». Но если в турецкой картине эмиграция остается лишь поводом, чтобы рассказать о более серьезных вещах – муках совести, любви и привязанности, то «Албанец» насквозь социальная картина о муках эмиграции и драконовских обычаях  мусульманской страны. И еще чуть-чуть о несчастной любви на фоне заснеженных албанских гор.

«Албанец» в исполнении Ника Хелилая также получил приз за лучшую мужскую роль.



"Розочка", режиссер Ян Кидава-Блоньский


Приз за лучшую режиссерскую работу получил поляк Ян Кидава-Блоньский. Его картина «Розочка» затрагивает одну из основных тем XXXII ММКФ – тему советского прошлого и мытарств Восточной Европы под гнетом тоталитарной власти. «Розочка» фильм о любви на фоне большой социалистической Польши, любви, тесно переплетенной с политическими интригами в стане советской власти и освободительного движения. Центром притяжения картины является девушка по имени Камила, пошловатая блондинка, влюбленная в советского агента Романа. По любви она тоже становится тайным агентом под кодовым именем «Розочка» и начинает следить за своим «объектом»  — профессором литературы Варчинским. Но даже Камила, необразованная машинистка, где-то на интуитивном уровне начинает понимать, что ценности освободительного движения ближе и лучше того, что предлагает ей Роман, главные достоинства которого – удостоверение в кармане и служебный пистолет. Сама того не замечая она влюбляется в Варчинского, продолжая строчить на него доносы по ночам. Но их любовь заранее обречена.

Постепенно картина обрастает новыми смыслами, превращаясь из обычной трагедии об ужасах Польской Народной Республики в сложную трагикомедию, где уже нет ни победивших, ни проигравших. Кроме того, пунктиром по всему фильму проходит тема гонения советской власти на евреев, которая у нас в стране обычно замалчивается.



"Как рай земной", режиссер Ирена Павлазкова


Тему советского прошлого продолжает картина «Как Рай земной» режиссера Ирены Павлазковой. Действие картины начинается Пражской весной 1968 года, когда герои картины, возвращаясь из жаркой Италии, неожиданно натыкаются на танк, который так и норовит их задавить. Далее действие фильма развивается по той же схеме: семья – две дочери, их мать и ее постоянные ухажеры-диссиденты – пытается не попасть под советский танк и при этом остаться верной идеалам свободной Чехословакии. Тема советской оккупации подана здесь легко, под звуки песен и цитат из философа Деррида. Актриса Вилма Цибулкова, исполнившая роль любвеобильной матери, получила на фестивале приз за лучшую женскую роль. Кроме того, фильм получил приз жюри ФИПРЕССИ.


"Реверс", режиссер Борыс Ланкош


В конкурсе экспериментального кино «Перспективы» победила еще одна польская лента «Реверс» дебютанта Борыса Ланкоша, удивительная и трогательная история о незамужней тридцатилетней барышне Сабине, которой никак не могут найти пару мама и бабушка. Этакий черно-белый польский нео-нуар с цветными вклейками, постельными сценами и растворением трупа в кислоте. Однажды тридцатилетняя дурнушка, которая по совместительству работает редактором поэзии, встречает красавца-мужчину. Правда, их отношениям не суждено продлится долго: он оказывается агентом советских властей и заставляет ее писать доносы на любимое ею начальство. Не зная, как разрешить сложившуюся дилемму, Сабина выбирает свой путь и просто убивает потенциального супруга. И все эти приключения за 9 месяцев до кончины Сталина.

* * *

Пока другие фестивали пытаются понять пути развития кинематографа и уловить изменения в киноязыке, Московский кинофестиваль извиняется за ошибки прошлого всей страны. Уже показали по центральному телевидению «Катынь» Анджея Вайды про расстрел Войска Польского войском сталинским в катынском лесу, рассекретили документы. Теперь Конкурсная программа ММКФ подобралась под стать, почти как бессловесное извинение перед бывшими социалистическими республиками. Как бы не ругали (и справедливо) ММКФ за излишнюю политизированность и недостаток хороших картин, такое признание своего прошлого лучше, чем стыдливое молчание.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: