Наталья Резник и Денис Давыдов – молодые фотографы из Перми, участники различных международных фотошкол, успевшие пожить и поработать несколько лет в Праге, основатели арт-лаборатории Photocult при Пермском институте искусств и культуры. В этом году их проект «Виртуальные знакомства» попал на Фотобиеннале 2010 – его можно было увидеть в галерее на Солянке; он же принёс победу в конкурсе среди молодых авторов «Лучший фотопроект Московской Фотобиеннале 2010» — в октябре они поедут на Art Frieze Fair, крупнейшую европейскую ярмарку современного искусства. В интервью TheSpot.ru Наталья и Денис рассказали о том, с чего начиналась их история, каково работать с обычными людьми в качестве моделей, и о том, как выглядит «пермский проект» изнутри.
TheSpot: Здравствуйте, Наталья и Денис. Как так вышло, что вы решили профессионально заняться фотографией?
Денис: Наверное, такого не бывает, что человек сидел-сидел и в один прекрасный момент решил – вот, займусь-ка я фотографией! Хотя, может теперь и бывает – с повсеместным распространением дешёвых цифрозеркалок :)
Наталья: Но у нас было не так. Когда я училась на дизайне в университете, у нас полгода был предмет «фотодело», мы тогда бегали все со старыми «Зенитами» и ФЭДами» такие счастливые, печатали сами в тёмной комнате на огромном фотоувеличителе типа «Азов»… Про цифровые камеры только слышали – что там где-то, у «буржуев» они есть – двухмегапиксельные! Никто из группы больше серьезно фотографией не занялся, я одна почему-то этим заболела… Через год сама стала вести фотокружок для студентов и Денис по счастливой случайности пришёл ко мне учиться – тоже со своим «Зенитом», как водится! После этого и стали работать вместе. Купили первую цифровую камеру, стали ходить по журналам. Тогда ещё этот рынок был почти пустой, мы из молодых чуть ли ни одни там были.
TS: Вы всегда работаете вместе или у вас бывают индивидуальные проекты?
Наталья: Работаем с фотографией практически всегда вместе. Даже если и делаем такие проекты, где один задействован больше, а другой меньше (например, находится в это время в другом городе или даже стране), все равно подписываем эти работы коллективно – как творческая группа. Ведь мало проект отснять – главное, придумать, обсудить концепцию, подход. Для этого необязательно находиться вместе территориально.
Индивидуальные проекты у нас есть – но это вне поля фотографии. Я пишу статьи для портала Photographer.ru, кураторские тексты для выставок молодых художников.
Денис: А я занимаюсь документальным кино. Снял в Дании в 2009 году фильм «Семья», который был показан в Перми на Международном фестивале документального кино «Флаэртиана». Есть у нас такой замечательный фестиваль, которым занимается режиссер Павел Печенкин, обычно он проходит осенью и к нам съезжается много интересных режиссеров, сценаристов со всего мира, проводятся уникальные кинопоказы, мастер-классы…
TS: Творческие разногласия случаются?
Наталья: Обычно Денис у нас отвечает за техническую составляющую снимка, я – за идею и постановку. Хотя, обсуждаем все вместе, думаем, как сделать лучше; после съёмки проводим «разбор полетов» – вот тогда бывают и разногласия, что-то вроде: «Я же говорила, что надо вот так делать…». Но в споре рождается истина, всегда хорошо, когда есть взгляд со стороны, рефлексия твоих действий.
TS: Как рождается замысел очередной серии фотографий? Вы уделяете особое внимание людям, их судьбам, проблемам. Насколько глубоко вы вникаете в истории своих моделей?
Наталья: Замысел очередной серии или проекта вызревает долго. Не один месяц, иногда даже не год. Мы не оторваны от реальности, мы реагируем на то, что происходит вокруг, это хочется осмыслить, отрефлексировать — фотография даёт такую возможность. Какие-то маленькие «уколы» восприятия, образы, герои – всё это потихоньку складывается в общую картину и рождается проект. Но здесь много работы – визуальное единство проекта, его концептуальная наполненность, «открытость» вопросов; проект не должен быть одномерным, предполагающим однозначный ответ у зрителя. Цель художника – заставить зрителя задуматься, поставить его перед выбором, который ему предстоит сделать самому.
Сиприан, 72 г., профессор из Лондона. В Россию приехал первый раз в 1982 году, преподавал в Москве в университете, в то время в аудитории всегда был военный, который контролировал, что он говорит студентам. До сих пор Сиприан подвергается дискриминации каждый день (молодые люди кричат и улюлюкают ему вслед, поднимают руку, крича: «Хайль, Гитлер!»), но он не уезжает из России, его цель здесь — просвещать молодежь, заставить их задуматься о проблемах дискриминации. Считает, что борьба с дискриминацией должна стать отдельным предметом в школе. (из серии «Другие» 2010).
TS:Наверняка во время съемок возникали какие-нибудь комичные ситуации. Поделитесь?
Денис: При работе с людьми (а мы работаем с обычными людьми, которые выступают моделями в наших съемках) всегда необходимо быть готовым ко всему – тут невозможно всё четко запланировать. Можно лишь предполагать. Когда мы снимали проект «Виртуальные знакомства», по замыслу проекта мы должны были снимать людей в их естественной среде бытия – нам нужно было «напроситься» к ним домой, заставить поверить в то, что мы не собираемся причинить им вред. Странная ситуация получилась, когда с одним мужчиной мы, казалось, наладили очень хороший контакт, он охотно согласился, чтобы мы приехали к нему на съемную квартиру для фотосессии (дело было в Праге). Мы приехали, разложили всё, поставили свет, а он всё какой-то напряженный — как потом выяснилось, в соседней комнате настороже сидели его друзья чуть ли ни с дубинами, которых он позвал на случай того, если мы захотим его ограбить или убить.
Ян, 49 лет, родился в Чехии. Мечтает разрушить институт брака и вернуться к родоплеменным отношениям; Елена, 50 лет, в прошлом товаровед из Беларуси. Приехала в Прагу из Минска. Через четыре года из разнорабочей превратилась в бизнес-леди, занимается недвижимостью. Несколько месяцев переписывается через Интернет с капитаном дальнего плавания из Австралии. Мечтает об общем бизнесе с будущем мужем. (из серии «Виртуальные знакомства» 2009)
Яра, 55 лет, в прошлом программист, родился в Праге. Странный, тихий и абсолютно не богатый программист на пенсии мечтает о красавице-жене из России или Украины, создает в Интернет впечатление успешного и обеспеченного мужчины; Людмила, 52 года. Преподаватель и переводчик английского и итальянского языка из Украины. Многократный призер международных чемпионатов по бальным танцам. По Интернету ей приходит по 80 писем в день – первое время «рука отпадала отвечать». «Теперь у меня есть три заготовки, которые я вставляю в письмо: полный отказ, надо узнать друг друга получше и давай встретимся-познакомимся»(из серии «Виртуальные знакомства», 2009)
TS: Подписи, сопровождающие ваши фотографии, придают им остросоциальный характер. Вы стремитесь заставить зрителей задуматься о проблемах современного общества? Верите ли вы в то, что это возможно?
Наталья: Вообще вопрос о роли художника в современном искусстве непростой. Вроде как, критическая функция искусства актуальна и сегодня — для того, чтобы «разбудить мещан» от их потребительского сна. Другое дело, что люди этому очень сильно сопротивляются. Возможно ли это? Наверное, возможно – иначе мы бы не делали подобных проектов.
Хочется верить в то, что это возможно – хотя роль «пророков», конечно, у нас нет цели апроприировать. Мы, скорее, как азиаты – «что видим, то поём». Мы не пропагандируем и ни к чему не призываем, просто пытаемся ставить наболевшие вопросы, и решаем их сами для себя. И современное западное увлечение фотографией как видом социологического исследования не обошло нас стороной — нам интересны люди, их проблемы.
Безусловно, современному художнику не обойтись и без теоретической подготовки, поэтому читаем литературу по истории и теории искусства, философии, социологии – это позволяет не просто видеть внешнюю сторону реальности, но и иметь дело с внутренней. Не случайно во Франции, например, для того, чтобы поступить на отделение фотографии в институт, нужно окончить не менее трёх курсов философского факультета.
Из серии «Время зомби» (2009)
TS: Мы знаем, что вы открыли свою школу фотографии Photocult при Пермском институте искусств и культуры. Каково это – не только творить самому, но и учить этому других?
Наталья: Вообще, когда учишь кого-то – начинаешь сам больше понимать, это давно известно. В июне состоится первый выпуск нашего курса, и за время их обучения у нас было ощущение, что мы сами напряжённо учились в фотошколе. Потому что те вещи, которые ты для себя не проговариваешь, они тебе кажутся очевидными или ты их воспринимаешь где-то на чувственно-интуитивном уровне; здесь нужно четко артикулировать, если хочешь донести их до других. Поэтому каждая лекция и семинар для нас тоже вызов в некотором роде. Это же авторский курс. Мы вообще почти полностью отошли от традиционной практики российских фотокурсов – теория фототехники, практика, жанры (натюрморт, портрет, ню и пр.). У нас это не основное.
Photocult пока еще в процессе становления, но мы стараемся строить обучение по западному образцу – больше учим думать, чем снимать. Пытаемся донести до студентов, что фотоаппарат – это всего лишь инструмент, а самое главное – это ты сам, автор. Фотография – это только медиа для того, чтобы выразить твои мысли в визуальной форме. Причём у нас нет иллюзий насчет того, что все наши студенты займутся в дальнейшем серьезно арт-фотографией. Кто-то ведь хочет просто научиться ремеслу и снимать свадьбы, например. И, конечно, научить «быть личностью» никого не возможно. Однако очень радует, когда видишь молодых ребят с горящими глазами, которые хотят делать что-то важное и серьёзное в фотографии, но не знают как. А мы даём им для этого инструменты.
TS: В вашу школу может поступить любой желающий, или есть какой-то конкурсный отбор? Расскажите про ваших учеников.
Денис: Пока наша арт-лаборатория работает в рамках фотошколы, куда может поступить любой желающий. Однако мы совсем недавно стартовали и, конечно, надеемся, со временем сможем проводить и конкурсный отбор. Учебный процесс выстраиваем тоже с европейских позиций отношений не «преподаватель-ученик», подразумевающих доминирование и вертикаль, а с горизонтальных позиций взаимоотношений – «тьютор-слушатель». Тьютор – это не учитель, а, скорее, наставник, коуч, даже духовный гуру иногда. Мы даем информацию, инструменты для развития, показываем пути, а слушатель уже решает и выбирает сам, в какую сторону ему двигаться.
TS: А что насчет бытовой стороны вопроса? Как вы нашли помещение и деньги? Тяжело было уладить все бюрократические сложности?
Денис: По поводу бытовой стороны вопроса – у нас же государственная организация, Пермский институт культуры и искусств (мы даже даём диплом государственного образца), хотя фотошкола и существует на факультете дополнительного образования. Есть молодой амбициозный коллектив, который поверил в то, что мы способны сделать эту школу. И вот мы её делаем. Скоро у нас будет студия на базе института (пока мы ее арендуем у других фотографов), там планируется также оборудовать тёмную комнату, где можно будет проявлять и печатать. Будет и зона для проведения небольших авторских выставок – хотелось бы, например, показывать персональные проекты наших выпускников.
TS: Что вы думаете о современной моде на фотографию? Как вам кажется, тот факт, что фотография стала таким «массовым» явлением, — это хорошо или плохо?
Умная и тонкая фотография останется всегда. И это не каша, а изысканное блюдо, которого никогда на всех не хватает. Ведь даже если все население земного шара станет фотографами, то интересных авторов из них все равно будут единицы.
Наталья: Вот этот вопрос насчёт того, что каждый, купивший первую зеркалку, называет себя фотографом, сегодня очень актуален и часто звучит. Однако «умный» фотоаппарат, который сам снимает, всё-таки неспособен как волшебный горшочек самостоятельно варить вкусную кашу. А если и способен – то этой каши уже так много, что она лезет из горшочка во все стороны и заполонила собой дом, улицу, город… Иногда хочется уже крикнуть: «Горшочек, не вари!» Ведь как бы под слоями этой фотографической каши не оказались погребены сами эти фотографы и фотография как феномен вообще. Ведь идёт пресыщение массовым унифицированным продуктом и он уже начинает вызывать несварение желудка. Однако умная и тонкая фотография останется всегда. И это не каша, а изысканное блюдо, которого никогда на всех не хватает. Ведь даже если всё население земного шара станет фотографами, то интересных авторов из них все равно будут единицы.
TS: Сейчас много говорят о том, что ваш родной город Пермь превращается в новую культурную столицу России. Вы долго жили в Праге, а потом решили вернуться домой. Причиной послужили какие-то личные мотивы, или же вы хотите внести свой вклад в этот процесс?
Наталья: В Перми сейчас очень подходящая атмосфера для формирования молодых авторов, хотя и сложная. В сытой и благополучной Европе, где все озабочены только тем, как бы погулять с собакой или съездить на пикник, жизнь расхолаживает немного. Возможно, в других городах, более располагающих к творческой деятельности (например, Лондон, Берлин и пр.), это не так, а вот в тихой и уютной Праге всё как-то слишком тихо-спокойно. И даже скучно. Решили, что поедем туда, когда выйдем на пенсию :)
Денис: А в Перми пока какая-то загадочная зона, где изо всех углов лезут какие-то непонятные вещи. У нас же вообще тут смутное место – постоянно Пермь в ньюсмейкерах, что-то здесь происходит. Самолет упал в центре города, сгорел клуб «Хромая лошадь», Молебка тут у нас недалеко от Перми – аномальная зона, где все приборы зашкаливают… На самом деле, тут сложно жить: высокий уровень преступности (с фотоаппаратом, например, точно по улицам ходить опасно), тюрьмы кругом, много амнистированных и бывших «зэков» и пр. Это всё напоминает «Сталкер» Тарковского – ходить в «Зону» опасно, а всё равно тянет туда: там есть ловушки, но исполняются самые потаённые человеческие желания. Например, у нас есть Музей современного искусства (PERMM), проводятся международные фестивали (театральные, поэтические, кинематографические), летние школы, мастер-классы, много чего…Немаловажно, что это всё встречает здесь сильное сопротивление среды, а в противодействии рождается энергия.
TS: В последнее время так называемый «пермский проект» постоянно на слуху. Вы наблюдаете всё происходящее изнутри — что он дал именно вам?
Наталья: Мы наконец почувствовали себя частью арт-среды, арт-комьюнити, которое здесь как-то спонтанно появилось. Ведь это важно для художника, понимать, что ты не один, не в стол прячешь свои работы. Сейчас здесь всё это есть – где выставить, показать своё творчество, обсудить, пообщаться с кураторами, другими художниками. Есть шанс быть замеченным и услышанным. И есть материал для осмысления – сама реальность даёт для этого много поводов.
TS: В одном из своих интервью вы сказали, что «стать» современным художником, не выезжая из Перми, нереально. А «быть» – наверное, можно. Как вы видите свою дальнейшую карьеру?
Денис: Я связываю много надежд с документальным кино, в этом году поступаю на режиссера к Павлу Печенкину в ПГИИК.
Наталья: Я бы хотела продолжать заниматься арт-фотографией, отходя от традиционной изобразительности в сторону фотографии в третьем измерении - в контексте современного искусства. Ну и будем продолжать преподавание в Photocult – это тоже наш небольшой вклад в создание этой питательной художественной среды в Перми, формирование культурного контекста, который сегодня очень важен для всех, кто не хочет отсюда уезжать.
TS: Спасибо вам за беседу. Надеемся, у вас всё получится.
Материал подготовили:
Катерина Абрамова
Софья Исмаилова
Сайт Натальи Резник и Дениса Давыдова
Ещё по теме: Фотобиеннале 2010
В материале использованы иллюстрации с сайта reznikdavydov.com
Поделись с друзьями: