Программа Фотобиеннале 2010 в Манеже как обычно стала ядром Фестиваля: здесь собрали самые значимые выставки. Для каждого фотографа фотография – это свой мир, в котором есть свои координаты и свой язык. Чтобы не перегружать вас фактами биографии о классиках мировой фотографии первой площадки Фотобиеннале (которые в разных объемах вы найдете в открытом океане Интернета с первого же щелчка в Гугле), мы решили составить небольшие «азбуки» по каждому из них.
Анри Картье-Брессон (Henry Cartier-Bresson), пожалуй, одна из самых значимых фигур в истории мировой фотографии. Он является фактически «отцом» фотожурналистики и непостановочного кадра. «Глаз века» 20го, со-основатель крупнейшего агентства фотожурналистов Магнум (Magnum Photos), за свою жизнь он успел проехать множество стран и отточить свой «глаз» до невероятной степени точности. Побывал он, кстати, и в СССР и сделал довольно любопытные снимки повседневной жизни советских товарищей — несколько фото смотрите в подборке ниже. Многие приемы, которые сейчас широко используются в фотографии, были впервые применены именно им, а принцип «решающего момента» уже давно считается классикой. Легкость, незаметность и изрядный юмор — его визитная карточка.
«Азбука» Анри Картье-Брессона
Магнум. Фото-агентство “Magnum Photos” было создано в 1947 году как агентство независимых фотографов. У его истоков стояли Анри Картье-Брессон и не менее известный фотограф Роберт Каппа. Главным преимуществом фотографов Магнума стала возможность действовать независимо от политики конкретных журналов, где печатались впоследствии фотографии; агентство было своего рода кооперативом, которое не управляло своими фотографами, а поддерживало их в работе. Сейчас это самое престижное в мире фото-агентство. Стать членам Магнума могут отнюдь не все – там присутствует жесткий отбор, опирающийся даже не столько на качество, сколько на уникальность снимков и стиля того или иного фотографа. Из России в Магнум был принят всего один – наш современник Георгий Пинхасов.
Leica. Одна из первых карманных камер, позволившая снимать не в студии, а на улице и без штатива. Картье-Брессон открыл ее для себя в 1930-х и более не менял свою 50-миллиметровую камеру этой марки на какую-либо другую: «Она стала продолжением моего глаза и с тех пор я с ней не расставался». Не так давно фирменный магазине легендарной фото-техники открылся в Москве, на Ленинском пр-те.
Мартин Мункаччи (Martin Munkacsi) – итальянский фотограф, буквально ставший вдохновителем для Брессона, благодаря которому он перешел от живописи к фотографии: "Единственной вещью, которая поразила меня до глубины души и привела к фотографии, была работа Мункаччи. Когда я увидел снимок, на котором темнокожие детишки играли с волнами, я не поверил, что такой момент можно поймать камерой. В этот момент я взял камеру и вышел на улицу».
«Решающий момент» — программная статья Картье-Брессона, содержащая опорные принципы для работы фотографа «в полях»; опубликована в Париже в 1952 году. Ключевым для Брессона стал тот самый «решающий момент», которого можно было прождать вечность, но, даже прождав, не успеть поймать – и в этом умении поймать и заключалось, по мнению Брессона, мастерство фотографа: «Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент».
«Невидимость» фотографа. Противовес существующим большим камерам, не позволявшим снимать незаметно, Брессон с камерой Leica провозгласил невидимость фотографа, введя новую на тот момент этику в профессию. Бликующие металлические части своего фотоаппарата он заклеивал черной изолентой, чтобы они не блестели. «Мы должны считаться с той атмосферой, к которой человек привык, и суметь включить в портрет естественную для него среду обитания — ибо человеку свойственно привыкание к ней не менее, чем животному. Более того, нужно сделать так, чтобы позирующий забыл о камере и о том, кто ею орудует. Сложной техники, прожекторов и множества других вещей из металла вполне достаточно, на мой взгляд, чтобы птичка уже не вылетела».
«Честность» фотографа. Еще одним ключевым принципом стала завершенность фотографии на момент съемки. Брессон был против кадрирования, а тем более – ретуши: «для фотографов, что произошло — произошло навсегда. Вот откуда неудобство и сила нашей профессии. Мы не можем переписать нашу историю, вернувшись вечером домой. Задача фотографа — воспринять реальность, почти одновременно «записывая» ее в записную книжку, каковой является наша камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории».
Анри Картье-Брессон «Фотограф» — в ЦВЗ «Манеж» до 18 апреля 2010.
Еще по теме: другие избранные события Фотобиеннале 2010
Мартина Франк — «Фотограф» до 18 апреля
Эллиотт Эрвитт — «Ретроспектива» до 18 апреля
Питер Линдберг — «Кино», «Вторжение» до 26 июня
Паоло Роверси — «Студия» до 26 июня
В материале использованы иллюстрации с сайтов: studio188photography.com, photographer.ru, coldbacon.com, sea-swallowed.blogspot.com, photohistory.jeffcurto.com, omoses.livejournal., electricedge.com
Поделись с друзьями: