ЦВЗ «Манеж»|Анри Картье-Брессон «Фотограф» — до 18 апреля 2010

Программа Фотобиеннале 2010 в Манеже как обычно стала ядром Фестиваля: здесь собрали самые значимые выставки. Для каждого фотографа фотография – это свой мир, в котором есть свои координаты и свой язык. Чтобы не перегружать вас фактами биографии о классиках мировой фотографии первой площадки Фотобиеннале (которые в разных объемах вы найдете в открытом океане Интернета с первого же щелчка в Гугле), мы решили составить небольшие «азбуки» по каждому из них.

Анри Картье-Брессон (Henry Cartier-Bresson), пожалуй, одна из самых значимых фигур в истории мировой фотографии. Он является фактически «отцом» фотожурналистики и непостановочного кадра. «Глаз века» 20го, со-основатель крупнейшего агентства фотожурналистов Магнум (Magnum Photos), за свою жизнь он успел проехать множество стран и отточить свой «глаз» до невероятной степени точности. Побывал он, кстати, и в СССР и сделал довольно любопытные снимки повседневной жизни советских товарищей — несколько фото смотрите в  подборке ниже. Многие приемы, которые сейчас широко используются в фотографии, были впервые применены именно им, а принцип «решающего момента» уже давно считается классикой. Легкость, незаметность и изрядный юмор — его визитная карточка.

 

«Азбука» Анри Картье-Брессона

«Magnum is a community of thought, a shared human quality, a curiosity about what is going on in the world, a respect for what is going on and a desire to transcribe it visually.» Henri Cartier-Bresson

Магнум. Фото-агентство “Magnum Photos” было создано в 1947 году как агентство независимых фотографов. У его истоков стояли Анри Картье-Брессон и не менее известный фотограф Роберт Каппа. Главным преимуществом фотографов Магнума стала возможность действовать независимо от политики конкретных журналов, где печатались впоследствии фотографии; агентство было своего рода кооперативом, которое не управляло своими фотографами, а поддерживало их в работе. Сейчас это самое престижное в мире фото-агентство. Стать членам Магнума могут отнюдь не все – там присутствует жесткий отбор, опирающийся даже не столько на качество, сколько на уникальность снимков и стиля того или иного фотографа. Из России в Магнум был принят всего один – наш современник Георгий Пинхасов.

Leica. Одна из первых карманных камер, позволившая снимать не в студии, а на улице и без штатива. Картье-Брессон открыл ее для себя в 1930-х и более не менял свою 50-миллиметровую камеру этой марки на какую-либо другую: «Она стала продолжением моего глаза и с тех пор я с ней не расставался». Не так давно фирменный магазине легендарной фото-техники открылся в Москве, на Ленинском пр-те.

Мартин Мункаччи (Martin Munkacsi) – итальянский фотограф, буквально ставший вдохновителем для Брессона, благодаря которому он перешел от живописи к фотографии: "Единственной вещью, которая поразила меня до глубины души и привела к фотографии, была работа Мункаччи. Когда я увидел снимок, на котором темнокожие детишки играли с волнами, я не поверил, что такой момент можно поймать камерой. В этот момент я взял камеру и вышел на улицу».

«Решающий момент»  — программная статья Картье-Брессона, содержащая опорные принципы для работы фотографа «в полях»; опубликована в Париже в 1952 году. Ключевым для Брессона стал тот самый «решающий момент», которого можно было прождать вечность, но, даже прождав, не успеть поймать – и в этом умении поймать и заключалось, по мнению Брессона, мастерство фотографа: «Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент».

«Золотое правило гласит: два единственных компаса, которые есть у фотографа в распоряжении, — это его глаза. Любой чисто геометрический анализ, любое сведение фотоснимка к голой схеме (и это в самой природе фотографии!) может быть сделано только после того, как фотография отснята, проявлена и распечатана.»

«Невидимость» фотографа. Противовес существующим большим камерам, не позволявшим снимать незаметно, Брессон с камерой Leica провозгласил невидимость фотографа, введя новую на тот момент этику в профессию. Бликующие металлические части своего фотоаппарата он заклеивал черной изолентой, чтобы они не блестели. «Мы должны считаться с той атмосферой, к которой человек привык, и суметь включить в портрет естественную для него среду обитания — ибо человеку свойственно привыкание к ней не менее, чем животному. Более того, нужно сделать так, чтобы позирующий забыл о камере и о том, кто ею орудует. Сложной техники, прожекторов и множества других вещей из металла вполне достаточно, на мой взгляд, чтобы птичка уже не вылетела».

«Люди говорят, что я оказываюсь в нужном месте в нужное время. Но что есть на самом деле – я просто читаю внимательно газеты, чтобы иметь представление о том, где и что происходит в этом мире.»

«Честность» фотографа. Еще одним ключевым принципом стала завершенность фотографии на момент съемки. Брессон был против кадрирования, а тем более – ретуши: «для фотографов, что произошло — произошло навсегда. Вот откуда неудобство и сила нашей профессии. Мы не можем переписать нашу историю, вернувшись вечером домой. Задача фотографа — воспринять реальность, почти одновременно «записывая» ее в записную книжку, каковой является наша камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории».

Анри Картье-Брессон «Фотограф» — в ЦВЗ «Манеж» до 18 апреля 2010.

Еще по теме: другие избранные события Фотобиеннале 2010

Мартина Франк — «Фотограф» до 18 апреля

Эллиотт Эрвитт — «Ретроспектива» до 18 апреля

Питер Линдберг — «Кино», «Вторжение» до 26 июня

Паоло Роверси — «Студия» до 26 июня

В материале использованы иллюстрации с сайтов: studio188photography.com, photographer.ru, coldbacon.com, sea-swallowed.blogspot.com, photohistory.jeffcurto.com, omoses.livejournal., electricedge.com

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: