В российский прокат вышел новый фильм именитого австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Белая лента», получивший золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Лента повествует о жизни маленькой немецкой деревушки, где происходят загадочные несчастные случаи и преступления. Однако, несмотря на то, что в основе сюжета лежит детективная история, совершенно очевидно — не так-то важно, кто кого и за что хочет наказать. Символично, что зритель так и не узнает точно, кто же совершает эти омерзительные преступления. Ханеке дает нам понять главное: виной всему порок, который живет в каждом из жителей деревни, и скажем даже смелее, – в людях вообще.
Режиссеру удалось создать ряд ярких и запоминающихся образов. В частности, особого внимания заслуживает фигура пастора. Духовный наставник деревенских жителей призывает очиститься от греха, проповедует покорность и смирение и искренне верит во все, что делает. Но достичь этого всего можно лишь при помощи угнетения и унижения. Плети и пощечины становятся здесь орудиями очищения. Именно так пастор воспитывает своих детей, в душе которых кипит злоба и ненависть. Таковы и все остальные жители деревни, которые жестоки не только к другим, но в какой-то мере и к себе. Кажется, что эти люди не способны ни на любовь, ни на теплоту. Лишь сельский учитель, от имени которого ведется рассказ, и его возлюбленная (оба чужаки в деревне) привносят нежность и краски в эту суровую действительность.
Сделанная в черно-белых тонах, «Белая лента», без сомнения, является одним из самых сильных фильмов, снятых за последние годы. Мало кто сумел бы показать всю омерзительность и грубость человеческой природы с подобным изяществом и сдержанностью, как это сделал Михаэль Ханеке. Здесь нет лишних слов и чувств, неуместных любовных сцен, нескладных диалогов и фальшивых слез. Заслуга Ханеке в том, что он сумел показать нам человека таким, каков он есть: с его гнилым нутром, с одной стороны, и стремлением от него избавиться, с другой. Название фильма также выбрано неслучайно. Белая лента, символизирующая чистоту и невинность, по сюжету является наказанием для провинившихся детей. Перед нами общество несвободных людей, скованных условностями, диктатом и предрассудками — людей, неспособных на бунт.
В этом случае, единственный выход для них — это война. Ханеке завершает фильм июльскими событиями 1914 г. Война должна освободить этих людей, смыть с них грязь пороков и злобы. Все это должно сгореть в великом очистительном пожаре, чтобы подготовить почву для новой жизни. Разумеется, никто не говорит об этом с экрана, но талант Ханеке заключается в том, что зритель понимает замысел мастера без слов.
Поделись с друзьями: