Кино со сцены

В Москве прошел фестиваль «Кино без пленки».  Сценаристы представил публике еще неосуществленные проекты.

 «Кино без пленки» придумали в «Театре.док», который известен не только   своими спектаклями в жанре «вербатим», но и  драматургическими читками, открывающими для сцены новые имена.  Собственно, грань между спектаклем и текстом в этом театре размыта настолько, что читка и спектакль здесь порою одно и то же. Док – на то и док, что главным оружием здесь стало слово,  а законодателем мод – драматург. И неслучаен был переезд именно сюда в 2001 году драматургического фестиваля «Любимовка», который окончательно превратил небольшое помещение в Козихинском переулке в  культовое  место.  Вот уже восемь лет подряд читки в рамках Любимовки забивали и без того крохотный подвальный зал «дока» до предела.  Это здесь впервые громко прозвучали Юрий Клавдиев («Собиратель пуль», «Все умрут, а я останусь») и Павел Пряжко («Жизнь удалась», «Третья смена»), братья Дурненковы («Хлам», «Экспонаты»)  и Елена Исаева («Про мою маму и меня»).  Валерия Гай Германика, известная теперь всей стране благодаря сериалу «Школа» и Первому каналу, в общем-то тоже отсюда.  И то, что «Кино без пленки» родилось здесь, вполне закономерно.

Летом 2009 года основатели театра.док Михаил Угаров и Елен Гремина вместе со сценаристом Александром Молчановым решили устроить «любимовку» для кинодраматургов: как для профессиональных авторов, чьи сценарии уже реализованы на экране, так и для дебютантов.

Прислать свой сценарий для участия в лаборатории мог любой желающий.  В итоге в конкурсе приняли участие около ста авторов. Сам конкурс был разбит на несколько номинаций:

— сценарий полнометражного фильма

-  сценарий короткометражного фильма

— заявка на сценарий

— «Касабланка» (кино о любви на фоне исторических событий)

Читки лучших текстов проводились раз в месяц,  сразу же после них – обсуждения. Зрителю – дать возможность спросить у автора пресловутое «что он хотел этим сказать», автору – увидеть реакцию людей, учесть замечания, да просто услышать отклик. 

Сегодня, когда российское кино запускается вообще  опаской и оглядкой,  а о дебютантах и говорить не приходится, это порой единственная возможность  дать своему сценарию жизнь. Шансы, что сценарии, представленные в рамках лаборатории, найдут своего продюсера, конечно, ничтожно малы – о мгновенном успехе пьес, шагнувших с читок на сцены дружественных театров, можно только мечтать.

Однако организаторы не унывают и видят свою задачу в популяризации молодых кинодраматургов. Тем более, что их сценарии достойны пленки, а не читок.

Тематика поражает своим разнообразием: тут и мистические триллеры (Ольга Паутова «Весна Серафимы»), и мелодрамы (Евгений Крылов «Я не вернусь») и исторические драмы («Спитак»), и нежное  роуд-муви (Ярослава Пулинович «Я не  вернусь»), и откровенно нецензурные жесткие тексты (Егор Просвирин «Бутовский Христос»).

Несмотря на то, что форма читок особо не располагает к комфортному восприятию  полнометражных сценариев на полтора-два часа времени, этим текстам все же удалось создать мощный воображаемый визуальный ряд.

Наталья Ворожбит

Так, сценарий Натальи  Ворожбит (сценаристка «Школы» и «новодрамовская» зведа) «Смешанные чувства» без труда создал колоритную картину украинской деревни, куда возвращается к родным главная героиня.  Здесь легко узнаваемые традиционные для жанра герои и ситуации: две сестры, городская, выбившаяся в люди,  и менее успешная деревенская; непутевая дочь, местные склоки, старая школьная любовь. На эту тему уже были многие и многие фильмы, взять хотя бы недавнюю картину Екатерины Шагаловой «Однажды в Провинции». Но прелесть сценария Ворожбит в эпической интонации. В том, что никто не тонет в море крови, что здесь показаны люди-как-они-есть и со всех сторон из шкафов не  падают скелеты. Изумительно выписанные диалоги, в которых ни слова фальши, мягкий юмор, идиллические пейзажи – сценарий, казалось бы, так и просится на пленку. Но как правильно заметили на обсуждении, отечественному кинопроизводству такое может быть интересно разве что в формате сериала (например, сериал «Сваты» по «России», прошедший с огромным успехом при всей его никчемности).

Непростая судьба, скорее всего, ожидает и сценарий Александра Родионова. В активе драматурга сценарии к фильмам все той же Германики, «Свободному плаванию» Бориса Хлебникова, «Живи и помни»  Александра Прошкина, пьеса «Война молдаван за картонную коробку» и много других работ.  На фестивале он представил вне конкурса «Сон, оказавшийся предвестником несчастья», сценарий 1997 года, за который получил премию.  Дальнейшую жизнь этого текста в истории можно предсказать с большой долей вероятности: поэтическая сага о скитаниях горцев и хождении их за три моря, написанная высоким косноязычьем и оттого еще более прекрасная, она достойна занять место в ряду шедевров.

Александр Родионов и Михаил Дурненков

Кинематографическую судьбу также предсказать несложно: это трудные поиски продюсеров, трудные съемки и адаптация текста.

 Нам остается верить, что кино без пленки все-таки перейдет на пленку. Тем более, что такую задачу ставят и сами организаторы фестиваля. Планов у них громадье: в феврале состоится очередная читка в рамках лаборатории. Конкурс продолжит свое существование. Дополнительно объявлен конкурс на лучший сценарий для анимационных фильмов. Что из этого осуществится?

Поживем-увидим.

Автор фотографий agent_koshkins

YouTube Preview Image

Автор видео kinshik


Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 15 февраля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Очень люблю Doc, там все как-то по-другому. Хотя раз на раз не приходится, но все же атмосфера дает свое.

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: