В Москве прошел фестиваль «Кино без пленки». Сценаристы представил публике еще неосуществленные проекты.
«Кино без пленки» придумали в «Театре.док», который известен не только своими спектаклями в жанре «вербатим», но и драматургическими читками, открывающими для сцены новые имена. Собственно, грань между спектаклем и текстом в этом театре размыта настолько, что читка и спектакль здесь порою одно и то же. Док – на то и док, что главным оружием здесь стало слово, а законодателем мод – драматург. И неслучаен был переезд именно сюда в 2001 году драматургического фестиваля «Любимовка», который окончательно превратил небольшое помещение в Козихинском переулке в культовое место. Вот уже восемь лет подряд читки в рамках Любимовки забивали и без того крохотный подвальный зал «дока» до предела. Это здесь впервые громко прозвучали Юрий Клавдиев («Собиратель пуль», «Все умрут, а я останусь») и Павел Пряжко («Жизнь удалась», «Третья смена»), братья Дурненковы («Хлам», «Экспонаты») и Елена Исаева («Про мою маму и меня»). Валерия Гай Германика, известная теперь всей стране благодаря сериалу «Школа» и Первому каналу, в общем-то тоже отсюда. И то, что «Кино без пленки» родилось здесь, вполне закономерно.
Летом 2009 года основатели театра.док Михаил Угаров и Елен Гремина вместе со сценаристом Александром Молчановым решили устроить «любимовку» для кинодраматургов: как для профессиональных авторов, чьи сценарии уже реализованы на экране, так и для дебютантов.
Прислать свой сценарий для участия в лаборатории мог любой желающий. В итоге в конкурсе приняли участие около ста авторов. Сам конкурс был разбит на несколько номинаций:
— сценарий полнометражного фильма
- сценарий короткометражного фильма
— заявка на сценарий
— «Касабланка» (кино о любви на фоне исторических событий)
Читки лучших текстов проводились раз в месяц, сразу же после них – обсуждения. Зрителю – дать возможность спросить у автора пресловутое «что он хотел этим сказать», автору – увидеть реакцию людей, учесть замечания, да просто услышать отклик.
Сегодня, когда российское кино запускается вообще опаской и оглядкой, а о дебютантах и говорить не приходится, это порой единственная возможность дать своему сценарию жизнь. Шансы, что сценарии, представленные в рамках лаборатории, найдут своего продюсера, конечно, ничтожно малы – о мгновенном успехе пьес, шагнувших с читок на сцены дружественных театров, можно только мечтать.
Однако организаторы не унывают и видят свою задачу в популяризации молодых кинодраматургов. Тем более, что их сценарии достойны пленки, а не читок.
Тематика поражает своим разнообразием: тут и мистические триллеры (Ольга Паутова «Весна Серафимы»), и мелодрамы (Евгений Крылов «Я не вернусь») и исторические драмы («Спитак»), и нежное роуд-муви (Ярослава Пулинович «Я не вернусь»), и откровенно нецензурные жесткие тексты (Егор Просвирин «Бутовский Христос»).
Несмотря на то, что форма читок особо не располагает к комфортному восприятию полнометражных сценариев на полтора-два часа времени, этим текстам все же удалось создать мощный воображаемый визуальный ряд.
Так, сценарий Натальи Ворожбит (сценаристка «Школы» и «новодрамовская» зведа) «Смешанные чувства» без труда создал колоритную картину украинской деревни, куда возвращается к родным главная героиня. Здесь легко узнаваемые традиционные для жанра герои и ситуации: две сестры, городская, выбившаяся в люди, и менее успешная деревенская; непутевая дочь, местные склоки, старая школьная любовь. На эту тему уже были многие и многие фильмы, взять хотя бы недавнюю картину Екатерины Шагаловой «Однажды в Провинции». Но прелесть сценария Ворожбит в эпической интонации. В том, что никто не тонет в море крови, что здесь показаны люди-как-они-есть и со всех сторон из шкафов не падают скелеты. Изумительно выписанные диалоги, в которых ни слова фальши, мягкий юмор, идиллические пейзажи – сценарий, казалось бы, так и просится на пленку. Но как правильно заметили на обсуждении, отечественному кинопроизводству такое может быть интересно разве что в формате сериала (например, сериал «Сваты» по «России», прошедший с огромным успехом при всей его никчемности).
Непростая судьба, скорее всего, ожидает и сценарий Александра Родионова. В активе драматурга сценарии к фильмам все той же Германики, «Свободному плаванию» Бориса Хлебникова, «Живи и помни» Александра Прошкина, пьеса «Война молдаван за картонную коробку» и много других работ. На фестивале он представил вне конкурса «Сон, оказавшийся предвестником несчастья», сценарий 1997 года, за который получил премию. Дальнейшую жизнь этого текста в истории можно предсказать с большой долей вероятности: поэтическая сага о скитаниях горцев и хождении их за три моря, написанная высоким косноязычьем и оттого еще более прекрасная, она достойна занять место в ряду шедевров.
Кинематографическую судьбу также предсказать несложно: это трудные поиски продюсеров, трудные съемки и адаптация текста.
Нам остается верить, что кино без пленки все-таки перейдет на пленку. Тем более, что такую задачу ставят и сами организаторы фестиваля. Планов у них громадье: в феврале состоится очередная читка в рамках лаборатории. Конкурс продолжит свое существование. Дополнительно объявлен конкурс на лучший сценарий для анимационных фильмов. Что из этого осуществится?
Поживем-увидим.
Автор фотографий agent_koshkins
Автор видео kinshik
Поделись с друзьями: