«Наверное, реклама — это самое актуальное из искусств. Во всяком случае, за нее больше всего платят».
— Олег, о вас говорят как о молодом, начинающем, но очень перспективном писателе. Вы в литературу вообще сознательно пришли, или для вас это скорее хобби?
— Знаете, я и рождался не очень сознательно. Меня никто не спрашивал, хочу я рождаться или не хочу, но коль уж родился — значит на то есть свои причины. Литература в некоторой степени больше, чем жизнь, хотя бы уже потому, что тексты живут дольше, чем человек, их написавший. Поэтому литература не может быть хобби, скорее жизнь – хобби литературы. В писательстве все просто: ты пишешь, потому что не можешь не писать. Если бы я мог с легкостью выкинуть из своего сознания письмо и заняться чем-то более пристойным, то с удовольствием это сделал бы.
— Почему в романе именно 26 брендов? Это какое-то особенное число? Или культовые, на ваш взгляд, бренды исчерпываются именно этим количеством?
— Это очевидно — в латинском (или английском, как хотите) алфавите 26 букв, и на каждую из этих букв был выбран один бренд. Алфавит тут выступает неким ограничителем текста, он не дает расползтись письму и устремиться в бесконечность. У любого «нормального» романа, где действуют герои, может быть продолжение — у поп-арт романа могут быть только версии. К тому же латинский (английский) алфавит объединяет в себе как нечто классическое — то, из чего вышла вся европейская культура и цивилизация, − так и современное, глобальное, где всё обозначается и маркируется латинскими буквами.
— «Бренд» сравнивают с «Философией Энди Уорхола («От А к Б и наоборот»), и для вас это, конечно, не новость. Почему привлекло именно направление постмодернизма, ведь оно само по себе не ново?
— В ПоМо одна из идей заключается в том, что ничего нового быть уже не может. Современное искусство – это некий постскриптум, а то и постскриптум к постскриптуму. Чтобы что-то с чем-то сравнить не нужно обладать особой проницательностью, особенно когда на Уорхоле и идеях поп-арта нарочито зациклено все повествование. Ну а вообще, конечно, всё было в «Симпсонах».
— Каждая глава «Бренда» предваряется цитатой, отражающей самую суть последующего текста. У вас есть такая цитата-кредо, отражающая суть вашей жизни?
— Знать бы, что есть суть моей жизни… Нет, универсальной фразы, пожалуй, нет.
— Похожи ли вы со своим персонажем из «Бренда»?
— Тот голос, который говорит в романе, – это не совсем персонаж. У него есть признаки живого человека, но не более того. Поэтому единственное, что я тут могу сказать, – да, с некоторыми идеями и мыслями, звучащими в романе, я согласен.
— Чей литературный стиль вам ближе всего? Любимые писатели?
— Стиль мне больше всего нравится у Пруста. Этот тот образец письма, к которому когда-нибудь хоть отчасти хочется приблизиться. А любимых писателей довольно много: и Джойс, и Кафка, биографию которого я сейчас читаю, Камю, Кундера… Вообще, мне нравится разная литература. Часто перечитываю и слушаю стихи Бродского. Мартин Каннингем из современных авторов очень нравится. Кое-что из Эллиса и Коупленда. Вот такой странный набор и его можно было бы еще дополнить.
— В планах еще один поп-арт роман или возможно что-то в другом стиле?
Поделись с друзьями: