Школьное кино

Металлические шкафчики в коридорах, учебники, трогательно прижатые к груди, поцелуи на заднем сиденье авто, забытая романтика школьных столовок. Прощай Америка, где я не был никогда. Прыщавый изгой, красавица и первый парень школы, колледж как начало новой жизни. Мифологема американской сказки, которая разрабатывалась не раз. Вот несколько самых заметных историй.

В первую очередь следует упомянуть классический фильм Николаса Рея «Бунтарь без причины». В нем сверкал хрестоматийный красавчик Джеймс Дин, который в свои 24 меньше всего походил на школьника, но при этом так отчаянно дрался с отцом, гонял на машине и пытался прогнуть весь мир под себя, что никаких вопросов у публики не возникало. Пришедший на картину как звезда фильма «К востоку от рая», Дин закрепил свой культовый статус именно в картине Николаса Рея, и его красная рубашка так же прочно вошла в историю кинематографа как шляпа Богарта или прищур Клинта Иствуда. В немалой степени этому поспособствовала и ранняя смерть Дина, он погиб в 24 года, разбившись на машине, словно не желая отставать от своих персонажей…

YouTube Preview Image

В 1972 году Джордж Лукас снимает «Американские граффити». Фильм выходит со слоганом «Where were you in ’62?». Всего десять лет отделяют создателей фильма от его героев, однако школьники у Лукаса похожи больше на героев комикса, чем на живых людей. Достаточно взглянуть на афишу, чтобы убедиться в этом. Режиссер не выделяет какого-то одного персонажа, а рисует групповой портрет в интерьере, походя собирая все самые очевидные приметы эпохи: пышные прически, белые тенниски, Чак Берри и «Бич бойз» из приемников. Да, так мог бы снять и Гарик Сукачев если бы снимал свой «Дом солнца» про Америку. Последняя ночь накануне вступления во взрослую жизнь. Прощальный взгляд из иллюминатора на белый автомобиль, удаляющийся по автостраде.

Фильм пользовался бешеным успехом в прокате, позволив его создателям заработать в два раза больше денег, чем было потрачено на производство, и в 1979 году выходит «Новые американские граффити», где Лукас выступал уже только как продюсер.

В семидесятые, с приходом эпохи мюзиклов загорается звезда Джона Траволты. Здесь ,конечно, нельзя не сказать о «Бриолине», наверное, самом популярном мюзикле из жизни американской молодежи 50 –х гг. Америка без Вьетнама, наркотиков и болезней, Америка, как зачарованный край, где вечно молодой Джон Траволта с бездонно голубыми глазами неустанно вращается под мелодии мажорного рок-н-ролла. Траволта сам исполнял все танцы, как и в фильме «Лихорадка субботнего вечера», но именно «Бриолин» сделал его звездой, как и его партнершу по фильму Оливию Ньютон-Джон. А сам фильм давно уже стал классикой американского мюзикла. В 1982 году выходит «Бриолин 2», который представляет интерес разве что тем, что в одной из первых своих ролей там снялась молоденькая Мишель Пфайфер.

YouTube Preview Image

В 80- е приходит новое время и новые герои. Здесь уже не место бестолковым идиллическим красавцам прежних времен. В фильме «Клуб Завтрак», снятом Джоном Хьюзом в 1985 году, пять персонажей, каждый из которых заявлен в своем амплуа. Однако им предстоит провести целый выходной в школьном классе в поисках ответа на вопрос «Кем вы себя представляете?», и после этого уже никто из них не останется прежним. Удивительно то, что в этом фильме каждый из персонажей является ключевым, каждый притягивает к себе внимание и не отпускает до последнего. В таком вроде бы несерьезном жанре как школьный фильм, Хьюз затрагивает вопросы которых не постеснялся бы и сам Уильям Голдинг. Недаром эпиграфом к фильму предпослана цитата Дэвида Боуи.

YouTube Preview Image

Затем наступает эпоха ностальгии по ушедшим временам. 90 –е, наверно, были слишком непростым временем, чтобы так запросто их отрефлексировать, поэтому приходится снова обратиться к событиям почти полувековой давности. «Плакса» снова окунает нас в атмосферу волшебных 50-х. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать был режиссер серьезен во время съемок этого мюзикла, или же снимал пародию. Одно можно сказать точно: остаться равнодушным невозможно. Банальная коллизия «Вестсайдской истории» разыграна здесь с таким драйвом и азартом, что смех стремительно сменяется слезами и наоборот. Отдельного внимания заслуживают актеры. И не только изумительный Джонни Депп, но и Эми Локейн, и Игги Поп и, конечно, незабываемая Ким МакГуайр!

YouTube Preview Image

«Под кайфом и в смятении», вышедший в 1993 году, не так широко известен у нас. Ричард Линклейтер, позже ставший знаменитым как режиссер «Пробуждения жизни» и «Помутнения» (по роману Ф.Дика) обращается к периоду бурных 70-х. В этом фильме тоже нет главных героев, а просто дан условный срез американской молодежи выпуска 76 –го. Здесь выпускницы, отмороженные старшеклассники и глупые ритуалы, наркотики, мука и кетчуп… Последний урок в школе, Мила Йовович с гитарой. Удушливая атмосфера маленького городка, одноэтажная Америка, где следует опасаться всего, и особенно — своих соседей. Кажется, отсюда вырос «Донни Дарко» с его абсурдной и тревожной атмосферой маленьких общин.

YouTube Preview Image

Такие школьные фильмы стали плацдармом для многих ныне известных актеров. В фильме «Мир призраков», который с неповторимым изяществом соединяет в себе драму и комедию, мы можем наблюдать удивительный дуэт Торы Бирч и Скарлетт Йохансон. Обидно, что имя первой актрисы сегодня практически никому не известно. А в этом фильме они разыграли блистательную партию двух школьных подруг, которые боятся, что взрослая жизнь разлучит их, с неподражаемым скепсисом смотрят на мир, и строят козни неудачнику Сеймуру (Стив Бушеми). Этот фильм снят по комиксу Дэниэла Клувса, который вместе с режиссером Терри Цвигофф был автором сценария. Тора Бирч играет язвительную и саркастичную особу, при взгляде на которую нельзя не вспомнить Дарью, из одноименного мультфильма. А вот Скарлетт Йохансон даже немножко не дотягивает до ее уровня. Фильм оставляет одновременно очень грустное и светлое впечатление, особенно прекрасна концовка, которую ставит не точку, а плавающее многоточие. Вечная автобусная остановка, и вечная неизвестность впереди.

YouTube Preview Image
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 10 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Спасибо, подборка фильмов шикарная. Особенно нравятся Под кайфом и в смятении (да вообще абсолютно все фильмы Линклейтера хороши) и Мир призраков.

  • Асса Новикова Асса Новикова
    10 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    ура!все это и задумывалось ради ghost world.

    )

    • 10 декабря 2010 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      ради ghost world и дарьи! ) мне почему-то приятно даже маленькое упоминание о ней

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: