Максиму Петренчуку двадцать четыре года. Когда-то, обучаясь на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, он увлекся рекламой . Писал политические статьи, но внезапное знакомство с солистом группы «Руки вверх» привело его к неожиданному результату — появлению на свет романа с громким названием «Звездопад : похороны шоубизнеса», написанным в соавторстве с Жуковым. Прошло два года, шоубизнес по-прежнему жив, а Максим полон вдохновения, любви к женщинам и колдует над своей второй книгой, впрочем, с не менее громким названием: «Герой России».
— Считаете ли Вы успешной книгу «Звездопад», написанную с Сергеем Жуковым?
-Когда я писал эту книгу, меня больше волновало мнение окружающих, чем собственно, успех. Я писал ее для себя. Я думаю, что со своей задачей я справился. До сих пор книгу можно купить и в Москве, и в Питере, недавно мне рассказывал друг, что видели в метро дедушку, который читал ее, спускаясь по эскалатору. Забавно :) Интересно, что дедушка мог там найти?
— Ваши читатели, кто они?
— Моя целевая аудитория — это молодые специалисты, 18-30 лет, живущие активной жизнью, предпочитающие интересный досуг, отличающиеся творческим видением и желающие завести свой бизнес.
— Почему именно мечтающие о бизнесе, вы им там советы даете для практического применения?
— Когда мой герой вступает в антикризисную коалицию Путина, ему поручают очень ответственные задания, которые для решения требуют не только творческий ум или идеологическую подкованность, но и вполне конкретные навыки. Писать пособие по бизнесу — это удел профессионалов. Но если подходить к вопросу в плане именно «Героя России», читатель сможет по диалогам персонажей почерпнуть сам дух людей, которые занимаются бизнесом.
— Немного неожиданный вопрос тогда: вам никогда не хотелось написать книгу в соавторстве с женщиной?
— Сама идея соавторства меня теперь не так привлекает. Но если бы стоял вопрос, то да. Я люблю женщин, я общаюсь с женщинами, я вообще «женщинолюб»! Красиво смотрятся книги, написанные с двух сторон — то есть ОН и ОНА, есть такой тренд.
— По поводу трендов. Какие, на ваш взгляд, существуют тенденции в современной Российской литературе?
— Увы, сложно сказать. За ними я почти не слежу. Есть серьезные профи, которые пишут литературные журналы. Этот жанр стал возрождаться. Например, недавно видел на сайте «вконтакте» парня, сделавшего такой журнал — NOD Project. Очень радует, потому что этот проект даст плоды в виде новых авторов, да и вообще читать людям полезно, ведь когда-то мы были самой читающей страной. Я не очень верю в признанных интеллектуалов, а так, наверное, всюду есть мастера-одиночки, но в целом, жанр популярной литературы у нас как кинематограф — на волне развития.
— А как насчет вашего сходства с Минаевым, оно присутствует? Ваши герои похожи?
— Нет, Минаев пишет о современном поколении людей в черных красках. Его персонажи — потребители. Я считаю, что термин «Духлесс» устарел. Нужно вводить термин «Духфулл» — духовные. А так я читал все книги Минаева, кроме последней. Мне нравится его стиль, хотя он довольно прямолинеен, но жесткий.
— Тогда кто вам близок в литературном плане? Кому отдаете предпочтение?
— Наверное, все-таки Пелевин. Мне нравится, как он описывает вещь «в себе». У него хороший художественный стиль, при этом простой язык, доступный современному образованному человеку. Но Акунин сильнее описывает именно сюжеты. Книги Пелевина погружают в себя, заставляют думать, а Акунин — держит в напряжении. А еще есть такой чудесный писатель Брет Истон Эллис. Его стилевые решения до сих пор мне кажутся чем-то шедевральным. Русские критики, кстати, как-то сравнивали его с современным Достоевским.
— Сейчас вы пишете свою вторую книгу «Герой России» оправдывает ли ее содержание такое пафосное название?
— Я думаю, прежде всего, не стоит забывать о такой чудесной вещи, как ирония. А оправдает или нет — это могут показать лишь продажи в магазинах, критики и благодарные читатели.
— Так почему все-таки она называется «Герой России»?
— Есть у меня одна точка зрения. Могу с тобой поделиться. Я, например, считаю всех наших отечественных политтехнологов малокомпетентными, хотя сам в политику не лезу. Какие ты знаешь последние успешные сюжеты патриотических книг, например? Очередной рассказ про девочку донора? Мой персонаж разносторонен, за что я его и люблю. Он и со звездами тусуется, и в клуб приходит, и с литераторами спорит, и с Гитлером за фашизм — в своих сумасшедших фантазиях. Сегодня очень много разных социальных групп, с ходу и не определишь — имперцы, патриоты, хиппстеры, гламур, модники, контркультура, Кастанеда.
— И кто он, ваш герой?
— Мой персонаж — обычный человек. С широкими интересами. Он не мажор, не сын богатых родителей, не чей-то протеже. Он сделал себя полностью сам. Это обычный студент, который живет в Питере и его отчисляют из университета. Он едет в Москву работать, где сидит в офисе и становится типичным представителем поколения «Духлесс». Он сидит на дамочке.ру, развлекается написанием «бложека», пока в один прекрасный момент его пути не сходятся со звездой. Этот звездный персонаж обнаруживает его скандальную запись в дневнике, после чего у героя выбор один — или встать на колени, или начать исправно работать на шефа. На самом деле, герою везет. Его мечта сбывается. Звезде нравятся его идеи, и он становится клипмейкером.
— И тут сбылась мечта подростка!
— Да! Мы должны дать надежду новому поколению на успех. Но успех не может быть односторонним, как его видят. Ты не успешен, если ты тусуешь в клубе с Тимати. Ты не успешен, если ты работаешь в компании Manpower. Ты не успешен, если ты в авторитете у всех пацанов на районе. Ты должен быть многосторонним. Успешен — это когда у тебя есть все. И конечно, здесь ключевая идея — вера в Россию. Ты должен развиваться во всех направлениях и быть общественно полезен.
— А ваш герой со всей этой атрибутикой не кажется вам слишком заурядным на сегодняшний день?
— Мой герой может казаться заурядным, но он — это герой поколения. Это человек эпохи. На смену циничному менеджеру или тусовщику в клубе приходит человек, заряженный идеей. Он созидает, это немаловажно. Но боюсь тут разворачивать дискуссию, ибо мы опять уйдем далеко в политику, идеологию и дебри. Просто надоели все эти мужчины с кризисом среднего возраста, разрывающиеся между покупкой джинсов и фуагра в «Азбуке Вкуса».
— Ну хорошо. Вот вы говорите об этом героизме, но, если есть герои, должны быть и враги?
— Все враги России внутри нее. А еще больше — внутри нас. Наши собственные иллюзии и заблуждения. Например: я часто спорю с друзьями, говоря, что причина нападения России на Грузию в защиту Осетии заключается в том, что мы не можем не постоять за народ-брат. А мне в ответ говорят, будто это фашистские взгляды, которые навязывают государственные агитаторы. Мне кажется, фашизм — это экстремизм. Или когда одна страна, потому что ее президент черный, может вертеть на своем кукане весь мир и получать еще при этом Нобелевскую Премию. У нас нивелировались в стране понятия. В нашей стране патриот — это либо конформист, либо слесарь, либо фашист. Однако для здорового общества ценности веры в государство и в свою нацию нормальны. Просто это так же нормально, как в своем доме не мусорить и не бросать окурки на пол. Вот и у себя дома мусорить не нужно. Концепция общественного преуспевания сводится к тому, что слесарь должен понимать свое место, а чиновник должен строить дороги.
— Кто, по-вашему, сегодня Герой России?
— Ну, однозначно сказать сложно, но я отвечу, как всегда — Путин, Медведев, патриарх Кирилл. А какой девиз истинного героя России? Ну конечно — Слава России!
Поделись с друзьями: