Что смотреть на фестивале «2morrow/Завтра»?

Октябрь – горячая пора для московских киноманов. После того, как фестиваль «2morrow/Завтра» распался надвое, в Москве будут проходить сразу два киносмотра. Один под прежним названием, зато с обновленной командой организаторов и отборщиков, и второй -  «2-in-1», с прежними людьми под новым именем. Громких мировых премьер на фестивалях вы, конечно, не увидите, зато посмотрите отличные картины, которые могут вообще не выйти в российском прокате.

Первым стартует «2morrow/Завтра». Он будет проходить с 14 по 18 октября в кинотеатрах «35ММ», «Ролан» и «Пионер». В конкурсной программе представлена десятка очень разных картин со всего света, и только США в этот раз представлено только в сопутствующих программах, в конкурсе – ни одной американской картины. Оценивать  достижения будет жюри: канадский режиссер Брюс Ла Брюс, американский режиссер Ли Дэниэлс («Сокровище»), оператор Михаил Кричман и кинокритик газеты Screen Daily Марк Адамс. Председателем станет режиссер документального и с недавних пор игрового кино – Сергей Лозница.

В целом, все фильмы фестиваля, и конкурсные, и внеконкурсные, великолепно отображают вектор, по которому развивается современное авторское кино. Здесь нет чистых жанров, границы искусств расширяются и практически исчезают. В конкурсе будут показывать фильм «Воодушевление» нижегородской арт-группы «ПРОВМЫЗА» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), сделанный на грани кино и видеоарта. Или «Ловушка для крабов», дебют колумбийского режиссера Оскара Луиза Навиа, сочетающая в себе документалистику и художественное кино.

Но обо всем по порядку.

«Воображаемая любовь»

реж. Ксавье Долан, Канада, 2010

В прошлом году Ксавье Долан получил главный приз фестиваля «2morrow/Завтра» за фильм «Я убил свою маму». В этом году он должен был стать членом жюри, но не смог приехать в Москву. Зато привезли его новую картину – «Воображаемая любовь», яркое кино, не зацикленное на современных артхаусных стереотипах. Как и в прошлый раз, Ксавье не только режиссер, но и исполнитель одной из главных ролей – юного мальчика-гея, страдающего от безответной любви. Кроме него, в фильме еще два героя – златовласый и недоступный юноша, напоминающий греческих эфебов, и черноволосая красотка, в облегающем фиолетовом платье а-ля 60-е. Все вместе составляют любовный треугольник, спят в одной постели и всячески радуются жизни. Фильмы Ксавье Долана балансируют на грани пошлости и вульгарности, никогда не переступая эту шаткую черту. Они полны заимствований из других картин, что порой невольно хочется сказать «я где-то это уже видел». Но Долан не просто цитирует: он так по-хулигански подмигивает мэтрам мирового кино, что никто не решится обвинить его. Этот юный канадец взрывает законы современного артхаусного кино, заставляя зрителей смотреть его фильмы так, словно они пришли на первый в их жизни киносеанс – с неподдельной радостью.

(15 октября—20:30 «Пионер»; 16 октября—13:30 35ММ; 20:00 «Ролан» — в скобках указаны дата, время и место сеансов)

YouTube Preview Image

«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

реж. Апичатпонг Верасетакун, Таиланд, 2010

Фильм, получивший в этом году  «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского кинофестиваля наконец-то добрался до нашей страны. И если фильм Долана скорее напоминает все, что вы смотрели до этого, то с картиной Верасетакуна все ровно наоборот. Таиландский режиссер снял поэтический и ассоциативный фильм, в котором стираются границы между реальностью и сном, воспоминаниями, прошлыми жизнями… Для европейского зрителя творение Верасетакуна будет невероятным трипом в глубины тайского мировоззрения.

(15 октября—18:00 «Пионер»; 22:30 «Ролан»)

YouTube Preview Image

«Шантрапа»

реж. Отар Иоселиани, Франция, 2010.

В основе фильмы история молодого грузинского режиссера Нико, который испытывает проблемы с советской цензурой. Чтобы ему никто не мешал творить, он решает отправиться во Францию – там уже не будет партийных руководителей и строгих цензоров. Зато появятся продюсеры. История Нико очень напоминает биографию самого Иоселиани, который с 1982 года живет и работает во Франции. Однако сам режиссер упорно отрицает автобиографичность ленты. «Мой герой сталкивается с проблемами, которые типичны для всех художников», — говорит Иоселиани. Если даже после просмотра картины у вас останутся сомнения в искренности режиссера, вы сможете задать ему свои вопросы лично – Иоселиани приедет в Москву на премьеру и даст пресс-конференцию.

(15 октября—18:00 «Пионер»; 16 октября—23:00 «35ММ»)

«Воодушевление»

арт-группа «ПРОВМЫЗА» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), Россия, 2010

«Воодушевление» трудно назвать фильмом в привычном понимании этого слова. Ее авторы – два художника из Нижнего Новгорода, в основном занимающиеся видеоартом. В перечне конкурсных лент фестиваля, эта картина значится под жанром «визуально-этнографическая ретро-фантазия». На самом деле, слово жанр вообще не применимо к этому фильму. Это скорее смесь кино и видеората, созданная не для кинотеатров, а для выставочных пространств. «Мы проводили кастинг как людей, так и ландшафтов. В рамках первого мы ориентировались на типаж странного, замкнутого человека, а в рамках второго — на дикую природу, — говорят режиссеры. — В итоге получилась некая философская притча о человеке и природе». Кстати, «Воодушевление» было показано в программе экспериментального кино «Горизонты» на Венецианском кинофестивале.

(16 октября—15:30 «35ММ», 22:00 «Пионер»; 17 октября—14:30 «Ролан»; 18 октября—10:30 «Пионер»)

«Сказки Золотого Века»

Румыния, Франция, 2009


Сейчас ни один уважающий себя кинофестиваль не обходится без румынского кино. На «2morrow» будет даже не одна картина, целый сборник комедийных короткометражек, снятый разными румынскими режиссерами под продюсерским началом Кристиана Мунджу («4 месяца, 3 недели, 2 дня»). Вообще, комедийный жанр несвойственен румынам – они предпочитают рассматривать социальные темы в контексте современности. Этот сборник отсылает к коммунистическому прошлому Румынии и неразберихе, царившей при Чаушеску. «Я хотел создать субъективную, личную историю конца коммунистической эры в Румынии, показать, как реальные люди страдали от мелких неурядиц при большой диктатуре», — рассказывает Кристиан Мунджу. По его словам, ему нужен был жесткий взгляд на ту эпоху, поэтому комедийного в фильме явно будет мало. Зато социального звучания с философским подтекстом – хоть отбавляй.

(15 октября—14:30 «Пионер», 21:00 «Ролан»; 16 октября—19:30 «35ММ»)

«Днепр»

реж. Александр Шапиро, Украина, 2010

Шапиро один из немногих украинских режиссеров, признанных в Европе. «Днепр» — его 5-я полнометражная картина, в которой он предается рефлексии на вечную тему знакомства мужчины и женщины. Его герой и героиня, оставшись наедине в замкнутом пространстве гостиницы, пролагают свой собственный путь к духовной и физической близости сквозь вереницу иллюзий.

(15 октября—19:00 «35ММ»; 16 октября—11:00 «Пионер»; 17 октября—12:30 «Пионер», 16:30 «Ролан»)

«Искушение святого Тыну»

реж. Вейко Ыунпуу, Эстония, 2010

Вейко Ыунпуу самый известный и титулованный эстонский режиссер. Его первый полнометражный приз «Осенний бал» получил главный приз программы «Горизонты» на Венецианском кинофестивале в  2007 году. Новая картина Ыунуппу – это сюрреалистический фарс о самом обычном человеке Тони, который достиг своего среднего возраста и оказался в сумрачном лесу Данте. Его размеренная жизнь взрывается от неведанных доселе проклятых вопросов и философских дилемм.

(15 октября—14:30 «Ролан»; 16 октября—15:00 «Пионер»; 17 октября—01:00 «Пионер»)

YouTube Preview Image

Ретроспектива Шарунаса Бартаса

Шарунас Бартас сейчас самый известный и титулованный литовский режиссер. Его фильмы регулярно получаются призы на мировых фестивалях – «Три дня» (1991) получили приз Экуменического жюри на Берлинале и награду кинокритики ФИПРЕССИ за оригинальность стиля, важность темы и красоту изображения, «Коридор» (1994) участвовал в программе «особый взгляд» в Каннах, а его последняя работа «Евразиец» стала призером фестиваля «Киношок». Для его фильмов характерна свободная структура, минималисткая форма и философские ассоциации. Кому-то он напомнит фильмы Тарковского, только более циничные и безжалостные, а Леос Каракс говорил, что его картина «Пола Х» сделана под сильнейшим влиянием работ  Бартаса. Он тщательно работает с городской средой, но, несмотря на почти документальную точность, все его фильмы пропитаны загадочностью. Пожалуй, никто не сказал о его картинах лучше и точнее, чем он сам: «Давным-давно я испытывал влечение к городу. Иногда кажется, что город — это творение природы: какая-то невидимая сила собрала огромное количество людей, объединив их в один живой организм. Иногда кажется, что человек стремится влиться в этот организм вопреки своей воле, растворяясь в его крови, втекая в его вечный шум, сверкающий в дневное время, успокаивающийся ночью. Нигде человек не чувствует себя более одиноким, чем в городе. И никуда больше не стремится он окунуться так безрассудно и с таким наслаждением»...







Ретроспектива Шарунаса Бартаса проходит в кинотеатре «Ролан».

Другой фестиваль – «2-in-1» — будет проходить в Москве с 22 по 25 октября. Путеводитель по фильмам появится чуть позже.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: