Что нам делать: российская действительность в новых альбомах «Аквариума», «Алисы» и Глеба Самойлова

23 сентября 2011 года группа «Аквариум» выпускает новый альбом «Архангельск».
25 сентября 2011 года группа «Алиса» выпускает новый альбом «20.12».
26 сентября 2011 года группа «Глеб Самойлоff & The Matrixx» (экс-"Агата Кристи") выпускает новый альбом «Треш».

Примерно в это же время, в субботу 24 сентября, главным событием в стране становится то, о чём на данный момент и так уже все знают.

Дело, разумеется, не в рокировке в тандеме (этого и так стоило ожидать), а в том, что вообще происходит в таких случаях. Кому-то всё равно, кто-то возмущается первое время, кто-то глухо ропщет, есть и те, кто доволен. Так или иначе, никто не понимает, что делать и как поступать, и в такой ситуации людям зачастую важно в первую очередь узнать мнение тех, кто для них является авторитетом — в первую очередь СМИ, конечно. Мнения эти, как правило, понятны и даже предсказуемы: вот, например, Олег Кашин на Openspace.ru ёрничает по поводу того, что Навальному не вручили премию журнала GQ, (в обычном стиле «вы же понимаете, где мы живём» и т.д.), вот Навальный пишет, что «самозванец закончит так, как это в нашей истории уже бывало». Вместе с тем почти одновременно выходят альбомы 3х музыкантов, которые по крайней мере когда-то были «властителями дум», да и вообще людьми авторитетными. Для многих они авторитеты и сейчас (это уже личное дело каждого), они имеют определённые взгляды на происходящее и определённые позиции — об этом и пойдёт речь.

Сразу оговорюсь: ни Гребенщиков, ни Кинчев, ни Самойлов никогда не входили и не входят в число артистов, к которым я лично хоть как-то прислушиваюсь, поэтому постараюсь быть по возможности беспристрастным.

Аквариум: «Поздно ждать, когда наступят сдвиги — смотри, как горят эти книги! Назад, в Архангельск...».

Новый «Аквариум» уже разбирает «Афиша», и выводы делает, кажется, разумные. Действительно, «Архангельск» — довольно-таки внятный для Гребенщикова альбом, и на нём действительно поётся о том, что происходит здесь и сейчас — про социальные потрясения и реакцию на них, про мультикультурализм и многонациональность, про эмиграцию, есть даже строчка "ты записан в GPS, теперь беги — не беги, черные птицы будут сужать над тобой круги». (Хотя, по мне, выйди сейчас любой из предыдущих альбомов «Аквариума», на нём тоже можно было найти сегодняшний цайтгайст; впрочем, какая разница). «Гражданскую оборону», реакцию на происходящее БГ показывает как призыв «держаться корней» (об этом — заглавная песня), как стратегию стоического неприятия («Вавилон не властен над тобой»), некоего единения с родной землёй, с тем, что остаётся вечным. Материи, конечно, довольно абстрактные — ну не партизанский же «уход в лес» имеет в виду Гребенщиков, хотя кто знает — но, в общем-то, всё это в духе автора. На худой конец предлагается алкогольный вариант («Если мы завязнем в болоте и тине, я буду первым, кто крикнет: хей, водка, мартини!») — идея тоже одновременно и традиционная для России, и нестареющая в принципе.

Извините за сравнение, но вообще похожие тезисы выдвигает певица Нюша: «Можно терпеть силу, можно пить текилу» (далее — по тексту); впрочем, я бы не сказал, что этот факт хоть в какой-то мере дискредитирует сами тезисы.

Глеб Самойлоff & The Matrixx: «Это треш, это треш, ешь это или не ешь — конец один».

Участники распавшейся «Агаты Кристи» продолжают вяло толкать свои декадентские идеи. На деле получается в основном просто пошло и неинтересно; выдуманный музыкантами стиль «нео-пост-готика» в реале представляет собой дешёвую псевдо-дарквейвовую электронику и заезженные гитарные ходы. Самойлов кривляется, ломает комедию, закатывает истерику, даёт трагического героя, невероятными усилиями выжимает из себя какие-то эмоции — кажется, вот-вот сорвётся на плач; впрочем, я не об этом, а о самих песнях. По устоявшемуся мнению, «Агата Кристи» распалась как раз из-за внутреннего противоречия: грубо говоря, Вадим, как мы знаем, — «дрессированный пудель при Суркове», а Глеб как бы «оппозиционер». Судя по песням, оппозиционные взгляды Глеба — это в первую очередь тотальная чернуха, беспощадная и бессмысленная. В стране (да и в мире вообще) одни мертвецы, и «живым» тут делать нечего, кругом полицаи «печатают шаги», лирический герой постоянно чувствует себя в опасности и под огнём; ничего родного, ничего святого; «вектор полёта — порно и некро». Позиция в определённом смысле действительно оппозиционная, но совершенно безнадёжная и неконструктивная. «А жизнь длиннее не становится, и чё нам делать? Застрелиться?», — ноет Самойлов, литературного таланта которого хватает максимум на выражения вроде «матрёшки-мертвёшки». Эта упадочная атмосфера становится несколько оживлёней на треке «Делайте бомбы» — дуэте с Лёхой Никоновым из «Последних танков в Париже», который здесь рубит фразами вроде «Кто митингует — палится зря!», но сам Самойлов на его фоне выглядит ещё более уныло.

Алиса: «Пульс к ночи ускорится, сожмёт в кулак ладонь».

Кинчев впервые за последние лет этак 15 записал альбом, который можно слушать и даже рекомендовать слушать — без гремящих «раммштайновских» гитар, без аддикции на славяно-православной тематике, без агрессивных гимнов родной земле и народу. Ну, почти. В главных ролях тут энергичный нью-вейв («Шейк», «Руны», «Капля солнца») и спокойная лирика вполголоса («Качели», «Мир») — то есть всё в духе «Алисы» конца 80х-первой половины 90х. Очень человеческий альбом: Кинчева на нём слушаешь, как старого знакомого, с которым больше десяти лет не виделся. На социальные темы он, конечно, тоже высказывается, и неоднократно. Как и Гребенщиков, он говорит о привязанности к «корням», о вечных вещах («Все, кто здесь зимовал, знают ответ — им из этих стен выхода нет»), остающихся незыблемыми при любых потрясениях («Качели вверх, качели вниз — закон»). В остальном — «Крестики в отчётах, бабло в лопатах — сей, сей, государь, полцарства на откаты»; «На бумаге чисто — по жизни страшно; правда вышла в дышло»; «То, что было вином — по сути, вода». Есть здесь ещё мощная и злая сатира «Прыть», есть смешная строчка «Кто верит в путь инноваций, тот вряд ли верит в любовь»; есть ещё «Пульс» — фактически песня про революцию, про пульс, который ускорится «к ночи», про «молодость», которая заплатит за «старость», про огонь, пущенный в кровь.

Здесь я, наверное, должен написать, какая из рассмотренных позиций лучше и правильней. На самом деле в голову приходят только очередные вопросы (вроде «Где вы, герои войны и труда?!»). Вещи, которые говорят Гребенщиков, Кинчев и Самойлов, могут быть спорными, люди они очень разные, но безусловно неглупые, и каждый из них в чём-то прав. Вообще всё это выглядит как порочный круг: надоело до жути то, что происходит, не меньше надоела реакция, которая принимает уже нездоровый характер, и при этом оставаться «ни при чём» уже никак нельзя (если говорить о музыке, то сейчас даже группа «Элизиум» и то вон чего стала говорить со сцены). Можно делать бомбы, можно пить текилу, можно варить варенье и есть его; в конечном счёте есть ситуации, в которых, как правильно говорит группа «Макулатура», чёрта с два тебя спасут твои Сэлинджер с Кафкой. И всё-таки мнение гипотетических Сэлинджера и Кафки может оказаться небесполезным.

И ведь когда-нибудь маятник должен качнуться в правильную сторону?

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 18 октября 2011 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 3

    Блин, почему все вышеназванные мертвецы еще живы и пачкают звуковое полотно Вселенной своим приспособленческим мямляньем?

    Кто верит в протест кавалера ордена «За заслуги перед отечеством»? Кто верит гримированному героинисту, который даже умереть вовремя не успел, и нынче пускает слюни, оказавшись за бортом? Кто верит православному (вдумайтесь!) рокеру, не севшему в «Москвич» Цоя?

    Эти лживые, сыплющие направо и налево зловонной трухой старики пытаются осязать настоящее и его характер, но у них это выходит чудовищно нелепо. Это все равно, если бы физик-электронщик, работавший в юности с перфокартами, стал бы рассуждать о айпаде.

    Господин Медведев позволяет некоторым из вышеуказанных бунтарей на пенсии оказаться у его ног и вести с ним беседу не потому, что считает их мудрецами, а потому что они давно уже исполняют роль декораций в музее истории русского рока, будь он трижды проклят.

    Ваши рефлексии нелепы.

    Ваше нынешнее творчество ничем не оправдано, кроме банальной жажды денег и существования на поверхности поп-культуры.

    Ваши метафоры смешны и очевидны, имея целью достичь ушей молодого поколения, но вы должны знать с высоты прожитых десятилетий, что тот, кому суждено понять — поймет и сквозь стену троп.

    Отдайте оставшиеся вам килоджоули энергии тем, кто в ладу с космосом и совестью (Гаркуше и Федорову сотоварищи — как вариант), и уйдите, наконец, в вашу собственную Валгаллу.

    Вас там уже заждались.

    К чертям собачьим.

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: