В марте стартовал главный театральный конкурс страны «Золотая маска». В течение двух месяцев столичные театралы смогут увидеть лучшие спектакли последнего сезона.
«Золотая маска», учрежденная больше 15 лет назад, сегодня остается самой авторитетной отечественной премией в области театра. Можно спорить о победителях и лауреатах, но отрицать, что на конкурс отбираются сливки, невозможно. Маска – редкая возможность увидеть все и сразу: отборщики привозят спектакли со всей страны. Потому во время конкурса имеет смысл посещать не столичные премьеры, которые еще многие месяцы не выйдут из репертуара, а спектакли региональных театров. Последние в Москву приезжают с гастролями не так часто, а значит «Золотая маска» — тот самый шанс, который нельзя пропустить.
Екатеринбург, «Коляда Театр»
Реж. Н. Коляда
Когда:9-10 апреля
Где: театр им. А.С.Пушкина (филиал)
Номинации:
— лучший спектакль малой формы
— лучшая работа режиссера
— лучшая женская роль (Ирина Ермолова)
Уральский драматург, режиссер, редактор журнала и реформатор, обласканный как нашим, так и зарубежным театральным сообществом, Николай Коляда на этот раз привозит на «Золотую маску» классическую пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”». История двух сестер – утонченной Бланш и земной Стеллы – разыгрывается в декорациях коммуналки 30х, но с непременным для Коляды то ли карнавалом, то ли цирковой труппой на заднем плане. Акценты смещены: Бланш в исполнении Ирины Ермоловой выглядит не хрупкой статуэткой, а страстной и сильной женщиной, а Стенли Ковальский (Олег Ягодин) вместо традиционного образа мачо представлен щуплым истеричным подонком, с маленькими усиками и вполне узнаваемыми нацистскими наколками.
Пермь, театр «У моста»
Реж. Сергей Федотов
Когда:13 апреля
Где: Центр им.Вс.Мейерхольда
Номинации:
— лучший спектакль малой формы
— лучшая работа режиссера
— лучшая мужская роль (Иван Маленьких)
Пермский театр «У моста» уже давно и основательно ставит ирландского драматурга Мартина МакДонаха, снискавшего в Российском театре небывалую популярность. В этот раз на 16 фестивале они выступят с пьесой о незадачливом инвалиде Билли, отправившемся покорять Голливуд. Герои МакДонаха, одинокие и неприкаянные чудаки далекого островка, удивительным образом нашли отклик в русской душе, тоже вечно ищущей лучшей доли. В спектакле Сергея Федотова отражена эта родовая близость характеров, из-за чего местный колорит отходит на второй план. И никакого занудства – МакДонах славится своим черным юмором.
Макбет
Реж. Тимофей Кулябин
Новосибирск, театр «Красный факел»
Когда:6 апреля
Где: театр им.Вл.Маяковского
Номинации:
— лучший спектакль большой формы
— лучшая работа режиссера
— лучшая мужская роль (Константин Телегин)
Недавний выпускник РАТИ (ГИТИС), 25летний Тимофей Кулябин не побоялся замахнуться на Шекспира. Переработав семь переводов пьесы, молодой режиссер создал свой вариант. Трагедию о ненасытной жажде власти молодой режиссер поставил в современном антураже. На сцене играют в футбол, курят, выясняют отношения по-пацански. Вместо старых ведьм – молодые девчонки в ярких гольфах, вместо плащей – джинсы. Трюк с осовремениванием в общем-то не нов, но Кулябин заявляет, что его спектакль об общечеловеческих истинах. Накал страстей от этого не уменьшается: в финале в футбол сыграют не мячом, но головами проигравших.
Месяц в деревне
Реж. Анатолий Праудин
Санкт-Петербург, БДТ им. Г.А.Товстоногова
Когда: 2 апреля
Где: театр им.Моссовета, основная сцена
Номинации:
— лучшая работа режиссера
— лучшая мужская роль (Руслан Барабанов)
— лучшая работа художника (Александр Орлов)
— лучшая работа художника по костюму (Ирина Чередникова)
— лучшая работа художника по свету (Владислав Власов)
Не слишком сценичную пьесу Тургенева о безответной и бессмысленной любви замужней барыни к учителю своего сына поставили в БДТ не по-тургеневски бодро. Художник Александр Орлов освободил пространство от громоздких декораций и «разбросал» по периметру пучки то ли соломы, то ли пеньки.
Томных девушек, вздохов и ахов нет и в помине: герои прыгают через «козла», демонстрируя физическую ловкость, на сцене то дрель завизжит, то трактор появится, а рефреном к происходящему – песенка про серенького козлика. От кого в финале останутся ножки да рожки догадаться нетрудно: Праудин рассказывает историю об уходящей навек юности, неотвратимости взросления и невозможности любви.
Один день Ивана Денисовича
Реж. Георгий Исаакян
Пермь, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского
Когда: 15 апреля
Где: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Номинации:
— опера, лучший спектакль
— лучшая работа дирижера (Валерий Платонов)
— лучшая работа режиссера
— лучшая женская роль (Татьяна Полуэктова)
— лучшая мужская роль (Павел Брагин)
— лучшая работа художника (Эрнст Гейдебрехт)
— лучшая работа композитора (Александр Чайковский)
Уникальная оперная постановка из Перми, где театральная и художественная жизнь возросла в разы. Впервые на сцене опера по Солженицыну. Музыку написал Александр Чайковский, он же вместе с режиссером писал либретто. Герои заговорили практически теми же фразами, что и в знаменитом рассказе. Тюремный жаргон, перекличка, ежедневная рутинная работа зеков — все это осталось, как и разыгрываемая всеми подвластными театральными и музыкальными средствами метафора противостояния человека и системы.
Непрерывная кривая
Проект Павла Семченко и Максима Диденко, Санкт-Петербург
Когда:10-11 апреля
Где: центр им. Вс. Мейерхольда
Внеконкурсная программа
Для любителей театрального авангарда питерский театр АХЕ самое то: то ли спектакль, то ли танцевальная программа, то ли пантомима. Трюк, одним словом. Всевозможные трюки - с телом, предметом, зрителем – это то, чем занимается Инженерный театр АХЕ, широко известный в узком кругу почитателей пластического и визуального театра. Начинали его основатели с перформансов и хэппенингов, теперь же – те же перформансы, но жестче регламентированные. Смысла рассказывать «сюжет» нет – два человека на сцене создают образы, понятные только им, которые каждый сидящий в зале интерпретирует по-своему, говорят на языке символов, но не слов. Жесты, манипуляции с предметами, маски. Тот случай, когда стоит один раз увидеть, чтобы полюбить навек.
Поделись с друзьями: