Wyatt, Atzmon, Stephen — For The Ghosts Within

Очередной рассказ из серии «Тройка игроков — в студию!»: Роберт Уайт, британское сокровище, знаковая фигура прогрессивного рока и экспериментального джаза, Англия; Гилад Ацмон, саксофонист, резкий политический обозреватель, Израиль; Рос Стивен – участница сессионного скрипичного квартета, Бог знает откуда. Все собрались в Лондоне и крутанули барабан. И на английском поле экспериментов произошло еще одно маленькое чудо — For The Ghosts Within – сборник интерпретаций джазовых стандартов и новых прочтений собственных произведений великого английского затворника.

Как и всегда у Уайта все впервые и все заново. С одной стороны концептуальный альбом с перелицовкой чужих вещей у него уже есть (Nothing Can Stop Us, 1982), с другой – так близко к произведениям классиков уровня Дюка Эллингтона и Луи Армстронга маэстро еще не подходил. Опять же опыт коллабораций имеется: от давней дружбы с музыкантами Pink Floyd и Roxy Music до по крупицам собираемой записи с Бьорк, но никто из них не был равноценным соавтором – Уайт всегда был центром своей Вселенной и приближал спутники по мере надобности. И, пожалуй, главное – музыкант остался в рамках используемого последние два десятка лет инструментария, но в этот раз вместо максимально открытой и неочевидной музыкальной структуры композиции сосредоточился на строгих границах мелодии и явных, понятных солирующих партиях.

Потенциал и роль каждого участника этого тройственного союза, запечатленного в For The Ghosts Within, раскрывается постепенно и убедительно. Уайт отвечает за настроение, атмосферу и звуковую палитру, Ацмон упорядочивает духовые инструменты, Стивен облагораживает акустические элементы. В какие-то моменты все это даже напоминает Kronos Quartet или барочные неоклассические трио с уклоном в академический авангард, если бы не одно «но»: абсолютный уникум Роберт Уайт на протяжении всего своего сольного пути постоянно заходил на пограничные территории и расширял зоны влияния на конечный результат. Начав, как «самый обыкновенный рок-н-рольный барабанщик», он интересуется психоделическим, прогрессивным, арт-роком, разъедает гармонии и структуры экспериментами в звукозаписи, искажениями и компрессией, еще более усложняет мелодии через вседозволенность фри-джаза и окончательно сводит счета с порядком, канонами и логикой музыкального повествования национальным колоритом и этническими фрагментами. Удивительный композиторский дар, неповторимая траектория исполнительской техники  и последовательная творческая независимость в конце концов приводят его к прижизненному обожествлению, заслуженному уважению властителей дум музыкального мира, наградам академий и статусу одного из самых недооцененных гениев ушедшего века. А потому нынешняя игра в классики с произведениями, ставшими программными и хрестоматийными, поседевшему старцу Уайту более чем к лицу. Он сам живой классик, национальное достояние и воплощение чистого искусства.

YouTube Preview Image

И, наверное, только сейчас его вокальная манера, его скорбный, трагический полушепот, фальцет с комом в горле, трагический тембр, эти тревожные, растерянные, отчаянные интонации в голосе подходят к его внешности, образу прожившего долгую и непростую жизнь мудрого старца с белоснежной бородой и усталым взглядом; все, кто видел записи выступлений Уайта середины 70-х годов, где он, согнувшись над фортепиано, сидит в инвалидном кресле, и голосом то ли ссохшегося старика, то ли скулящего раненого животного, что-то поет, сбиваясь и повторяя, как будто о чем-то молит – знают, насколько страшно и жутко это смотрелось. Сейчас, прожив долгую и непростую жизнь, Роберт как никогда равен самому себе – не нужны скидки ни на возраст, ни на политические взгляды (Уайт давний и ярый коммунист), ни на очевидную мизантропию. Не зря, спустя почти двадцать лет, он вновь записал «At Last I Am Free» с красивейшей фразой аккордеона.

Перезаписал и воздушную и легкую «Maryan» с альбома Sheep 97 года, дополнив ее маршевым боем, всполохами кларнета и скрипки, а так же «Where Are They Now», вбросив в нее лупы и рэперскую читку неизвестного происхождения, ограничившись тем самым всего лишь тремя своими произведениями. В «Round Midnight» Телониуса Монка Уайт незатейливо насвистывает, «Laura» напевает как колыбельную, из «What's New?» делает элегическую виньетку с дрожащей скрипкой, и со светлой грустью принимается за подлинный бриллиант Америки времен биг-бэндов и строгих костюмов «What A Wonderful World». И есть на For The Ghosts Within еще кое-что. Не джазовый стандарт и не композиция Уайта; исключение из правил и выпадение из концепции, фантастический трек «The Ghosts Within» — единственная оригинальная вещь, созданная тремя музыкантами. Начинаясь с вьющихся и заплетающихся узоров кларнета и трубы, раскачиваясь ритм-секцией контрабаса и ударных, вдруг вспыхивает ирландский/шотландский мотив на аккордеоне, появляется женский голос, вступает флейта и арабские духовые, ритм распадается, все разрастается до эпических размеров, усложняется, переходит в гул и резко обрывается, оставляя пронзительное соло на кларнете и раздающиеся издалека колокола. И сравнить ее можно только с «Gharbzadegi», выпущенную Уайтом четверть века назад.

Слитые в едино разные джазовые школы, варианты аккомпанемента и формы камерного музицирования, сентиментальные, радостные и ностальгические ноты Уайта, виртуозный саксофонист Ацмон и щемящая скрипка Стивен — For The Ghosts Within – на редкость удачное для спонтанных проектов пересечение; по иронии судьбы сравнимое разве что только с почином другого Уайта, Джека. Надо предложить им дуэт.

Послушать:

Where Are They Now

In A Sentimental Mood

The Ghosts Within

Официальный сайт: www.strongcomet.com/wyatt/

Myspace: www.myspace.com/robertwyatt

Оценка: 9 / 10

Общественное мнение:
Вы еще не оставляли свою оценку

1 (неужели всё так плохо?)2345678910 (подумайте дважды)
На данный момент рейтинг: 8.00 из 10
Проголосовало человек: 5
Loading ... Loading ...
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: