Птицу ЕМЪ — Птицу СЪЕМ

«Бл*дь, русский рэпер – это, пизд*ц, конечно». Эта открывающая альбом фраза достойна сравнений с культовым фрагментом из начала фильма «Изображая жертву», где главный герой обращается напрямую к зрителю: «Русское кино в жопе». В этих, безусловно, провокационных и рассчитанных на цитирование жестах помимо явной афористичности формы заложены и неочевидные смысловые узлы. Во-первых, начинать с таких заявлений произведение, являющееся примером вышеуказанных видов творчества, это ироничный факт саморазоблачения — это не «великий фильм о великой войне» от еще более великого режиссера и не «певица, которую все ждали». Во-вторых, весь спектр аналитических статей, критических заметок, комментариев экспертов, лекций и дискуссий выражен языком, максимально удаленным от культурной и в целом интеллектуальной среды, сформировавшей новое поколение творческой интеллигенции, для которой формулировки «в жопе» или «пизд*ц, конечно» значат зачастую не номинальные отрицательные оценки, а максимально емкие и предельно лаконичные выводы, содержательно совпадающие с мнением критично настроенных интеллектуалов; это удаление фактически девальвировало достоверность информации, поставляемой социальными лидерами, «говорящими головами», способными на высоком компетентном уровне «впаривать» любую чушь. В-третьих – подобные резкие заявления являются по своей сути манифестами, предъявляющими новые эстетические формы, инспирированные в первую очередь демонстративным отказом от старых. А главное – это отказ от творчества, как удела «духовных людей», ключевом моменте любой культуры – иерархии, и суггестии – авторы последовательно избегают любых морально-этических нарративов, эмоциональных эффектов и идеологических призывов. Учитывая это, Птицу ЕМЪ можно назвать последователями московских концептуалистов и сделать один вывод: альбом Птицу СЪЕМ – это самый адекватный сознанию российской молодежи слепок современной культуры и жизни вообще. И если три года назад 2H Company записали главный альбом о поколении нулевых, то Птицу ЕМЪ рассказало, что было с этим поколением в девяностых. Если коротко: все были «в жопе» и творился «пизд*ц, конечно».

YouTube Preview Image
Известно, что Птицу ЕМЪ – это Александр Ситников и Николай Бабак из электронного психо-даб-коллектива «4 позиции Бруно». Они нашпиговали альбом фрагментами песен Кино, Сплина, Дюны и прочими повлиявшими на массовое сознание деятелями отечественной музиндустрии, а так же составили из трепа за жизнь «нормальных пацанов с района» обрамления к нескольким трекам. Этот уже многократно использованный в кругу рэперов прием «прямых включений с места событий» стал фоном, в контексте которого существуют герои песен. Они обсуждают сомнительность «славы русского рэпера», манеру разговора «молочных» кентиков, по первому звонку директора бросают все и едут на работу и передают приветы «своим ребятам». Это те, кто сидит на корточках, у кого самые навороченные мобилы, кто разберется в любой ситуации. Но в этом не стоит подразумевать исключительно презрительный взгляд и обличительную характеристику; «пацаны» — это главные архетипы девяностых/нулевых российских окраин и жилых районов городов-миллионников, и кто-то должен был «проговорить» их сознание и ментальные настройки. Естественно, это могут сделать только люди, профессионально владеющие словом и смотрящие на будни укурков и разводил, как на объект стилизации и пародии. И если Сява провернул этот трюк весьма топорно и грубо (хотя и в высшей степени достоверно), а Кровосток переборщил с гротеском и нарочитой жестокостью и похотливостью, то Птицу ЕМЪ нашли оптимальный баланс между презентацией мировоззрения и ценностной системы «своих ребят» и их оценкой, впрочем никак напрямую не артикулируемой. Кодекс чести «пацана» не высмеивается, а препарируется, оттого его детальное описание одновременно сопрягается с демонстрацией его узости и никчемности, воспроизведение тут же становится доказательством неотвратимой ситуации тупика. В этом плане Птицу СЪЕМ – очень убедительная картина тупика, тупняка и Тупака (Шакура).

Главный фокус этого альбома состоит в одном очень удачном ходе: кроме реконструкции поведенческой модели пацана, его убеждений и принципов, являющихся экспозицией этой сорокаминутной пьесы в девяти актах, дуэт рассказывает истории из жизни жертв пацанов – забитых подростков, щуплых школьников, субтильных геев и всех остальных «еб*нько» и «клоунов». И, что самое поразительное и непредставимое для отечественной хип-хоп культуры, от их имени авторы и вещают. В «Славке Милохине в Пионерлагере» меньше, чем за неделю парень стал «залошенный», ходит с заплатками, отказывается от алкоголя и пытается безрезультатно доказать, что с двух лет не «ссыкун»; в «Больше не друзья» рассказывается о суровом опыте вхождения в новый трудовой коллектив, когда у тебя «неряшливый вид» и «перхотный пробор»; «Трудовоэ» — песня протеста офисного планктона, для которого «голубые небеса через жалюзи офиса или после смены из окна микроавтобуса»»; «Хеллоу, Стренжир» реконструирует события, переживания и приступы стыда, связанные с первым гомосексуальным опытом; «Катарсис» — жизнеописание 11-летнего поцика, стремящегося войти во взрослую дворовую компанию, но бычки, пивные пробки и харчки, определяющие статус, будучи направленными на него самого, в одну секунду разбивают связь с миром криминальных грез; «Слезы пацана» дают полное представления о формах и уместных ситуациях проявления эмоциональной разрядки в моменты стрессовых ситуаций; в «Бороде» декларируется самооправдание и смирение перед тем, что лучшие девушки достаются «тупорогим паяцам», которым в жизни «нех*й чем заняться», а не работящим парням, чей удел в итоге – общение с любыми оставшимися, пусть даже и бородатыми; «Подробности о школьной жизни» иллюстрируют школьный период, как самый травмоопасный, психологически нестабильный, эмоцинально напряженный, развращающий и угнетающий отрезок жизни; «Любовь в один конец» — апофеоз гомосексуальных томлений, когда «остается только онанировать». Отказ от дерзости, половых и национальных предубеждений, оскорблений в адрес, врагов, изменивших подруг, кинувших поставщиков, предавших родственников и «золотой молодежи», пересказа своих неисчислимых богатств, настаивания на огромном влиянии в «разных кругах» и упоминания любовных побед настолько сбивает столку, что Птицу ЕМЪ по праву можно считать самым прогрессивным и «другим» из русскоязычных рэп-проектов последних лет. А собранный из стрессов, проблем, бытовых неурядиц, неудачных сексуальных опытов, карьерной беспомощности и личных катастроф альбом Птицу СЪЕМ описал ни много ни мало героя нашего времени. И это ни хипстер, как бы того ни хотела «Афиша», это не модный дизайнер, как бы на том ни настаивал Look At Me, это – «униженьем скованный», «стоящий перед корешами» гашенный нарик. Взорвавшая медиа-среду «Школа» Гай-Германики этому лишнее подтверждение. Те же суицидальные порывы от отчаяния и бескомпромиссная тяга к жизни.

При этом Птицу СЪЕМ – на удивление смешной альбом. Бесконечные игры словами, невероятные сюжетные повороты, оригинальные, неожиданные рифмы, безупречно прописанная драматургия каждой песни-истории, детализация и фактурность персонажей происходят на фоне комичных обстоятельств. Здесь все проблемы больше похоже на сумятицу и передряги, кровавые бойни – на парад понтов, рефлексия – на «душещипательные» записи в ЖЖ. И эта тонко прописанная незрелость героев транслирует в первую очередь языковую чуткость авторов, отныне главных экспертов по части детско-юношеских комплексов.

А останется в веках эта запись вот почему. Несмотря на обилие ненормативной лексики, анальных и оральных проникновений, ругательств, проклятий, садизма, агрессии и патологий, Птицу СЪЕМ — это ювелирная филологическая работа с переключениями языковых регистров, музыкальная диверсия против мелодий общественного сознания и что самое важное – ключ к понимаю типа мышления представителей современной отечественной культуры, родившихся в 80-е годы, и тем более – их аудитории.

Послушать:

Птицу ЕМЪ — Славка Милохин в Пионерлагере

Птицу ЕМЪ — Трудовоэ

Птицу ЕМЪ — Борода

Оценка: 9/10

Общественное мнение:
Вы еще не оставляли свою оценку

1 (неужели всё так плохо?)2345678910 (подумайте дважды)
На данный момент рейтинг: 8.55 из 10
Проголосовало человек: 33
Loading ... Loading ...


Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • Проект Ставрогин
    7 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 0

    Отрадно видеть здесь рецензию на сей замечательный коллектив.

    Видео, к сожалению, проигрывает аудиоверсии.

    • 8 ноября 2010 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      «Видео, к сожалению, проигрывает аудиоверсии».

      В смысле, что ребята выступают под «минусовку», а не с живыми музыкантами? Так в «аудиоверсии» почти всё — сэмплы, вы как себе представляете их выступление по-другому?))

      Читают зато ровно и четко.

      • Проект Ставрогин
        8 ноября 2010 | Ответить

        Thumb up 0 Thumb down 0

        Не, имею в виду энергетику.

        На записи она намного мощнее.

        А читают, да, ровно и четко, этого не отнять))

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: