Пилот — Осень

— Ты знал, что так будет!
 — Я сомневался...
(«Сказка о Прыгуне и Скользящем»)

«Пилот» стал последней группой в плеяде, которую принято называть «русским роком», — по меткому выражению Ильи Чёрта, они «успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда». Впервые «выстрелив» в конце 90х, они играли акустику, проникнутую духом питерских подворотен («Война»), делали концептуальную философскую сказку («Сказка о Прыгуне и Скользящем»), рубили панк и пост-гранж («Наше небо»), мощный индастриал-рок («Джоконда»). Настоящими рок-героями они стали примерно в 2005—2006 году, записав две самых успешных пластинки и став хедлайнерами всех крупных рок-фестивалей. После этого дела как-то пошли на спад — на новых альбомах («1+1=1» и его 2я часть, «Содружество») «Пилот», выгнав скрипача Макса Йорика, ударился в металл, ещё более концептуальный и философский, чем «Сказка», но совершенно невнятный и полный тезисов вроде «Ты — то, что ты есть», «Я и ты — Один!», и даже «Мы свет и любовь ни на что не меняем, держись рядом с нами, будь джедаем». Стало ясно, что порог юности Илья Чёрт окончательно перешагнул, но по факту единственная по-настоящему сильная его песня (она же — единственная, хоть сколько-нибудь вменяемая) за последние лет этак пять была «Провожать» («Содружество», 2009).

Пресс-релиз нового альбома сообщает нам ровно три более-менее интересных вещи: на нём «Пилот» завязывает с металлом и тонкими материями, возвращаясь к звучанию своей первой пластинки — песням, которые можно петь под гитару (давно пора); песня «Сибирские леса» была исполнена Ильёй на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым в октябре 2010-го (ну-ну, послушаем); для концертов в поддержку альбома для музыкантов были специально сшиты костюмы стиля «одесские босяки» (притом что группа насквозь питерская, ага). При прослушивании всё оказывается не совсем таким, как кажется.

Звучание действительно более-менее напоминает «Войну» — простые аккорды, нехитрые аранжировки, куплет-припев, куплет-припев. Сами песни условно делятся на панк (тэги: небо рухнуло на лица, зима поедает слабых, губы, разбитые в драке) и лирический шансон (тэги: жизнь без билета, лихие поезда, дороги, холода-тревоги, необитые пороги, птицы улетают, степь да степь кругом); причём ни то, ни в другое у «Пилота» толком не удаётся. Панк («5 пограничных состояний», «Сны идиота») получается просто из рук вон — звучит не как возвращение к корням, а глупая и неловкая попытка «закосить» под себя самих десятилетней давности; хуже всего получилось с прекрасной «Депрессивная зима», безнадёжно испорченой рваной гитарной аранжировкой и идиотическим вокалом. Шансон невероятно уныл и бесцветен и тоже никакого «драйва» и хоть какого-нибудь «нерва» не содержит, слушаешь и думаешь — ну хоть бы матом они заругались, что ли. Альбом, впрочем, очень даже radio friendly — здесь практически все песни отлично вписались бы в плейлисты не только «НАШЕго радио», но и «Дорожного», и «Радио Шансон». Песня «Сибирские леса» сражает наповал — это тоскливый патриотический гимн (очень похожий на «Алису», припев и вовсе почти как в кинчевской «Небо славян»), такое только президенту и петь. Человек, 5 лет назад говоривший о родине в выражениях «страна шлифует рекламой твой мозг», «королевство шлюх и торгашей», «вавилонские реки, чуждые планы», «неродное Отечество, устои и лежбище, стойбище-пастбище-кладбище-стрельбище», выдаёт какое-то нытьё о том, что «счастья хочется не где-то, а здесь»; что за сопли, Илья? Про эту пресловутую встречу рокеров с Медведевым уже много было сказано; так или иначе все её участники — люди, которые должны знать цену словам, и как ни крути, в таком контексте даже строчка «Мы тропой, что укажут ветра, любовь в сердце несём» выглядит проявлением конформизма.

В итоге весь альбом рассыпается на части — шансон не рифмуется с панк-роком, романтика больших дорог совершенно не вяжется с реалистическими бытовыми зарисовками, «дети смотрят голодными глазами на жратву в теплых витринах», а нас «сибирские накормят леса». Единственный объединяющий момент — почему-то почти в каждой песне фигурирует алкоголь; то как атрибут «буйной молодости», то как утешение израненой и обременённой опытом души — попойки, стакан, полстакана, последний стакан, за столом, на столе, водка и вино, водкой выжжена утроба. Это тоже, конечно, в некотором смысле, символизирует, и звучит альбом в целом очень печально, всё одно к одному. «Танцы с бубном на столах — всё, что нам ещё осталось», «то, что случилось, понять невозможно», «на юг уехала радость», «счастье чужое в окне напротив», «был у нас огонь, да вышел весь» — «полный п***ц, полстакана портвейна». Судя по всему, некоторые песни были написаны определённо в разные периоды, но это сути дела не меняет — обратить внимание здесь совершенно не на что (можно выделить только «Сестрёнку лета» и «Депрессивную зиму» в ужасной версии — при том, что обе они уже сильно неновые). Такова пилотовская последняя «Осень» — ни строчки, ни вздоха.

Это моё личное мнение, но получается, что последней хорошей песней «Пилота» остаётся «Провожать». И, наверное, останется. И это, наверно, тоже символично. «То, что случилось, понять невозможно». Произошёл явный перелом — до «Осени» у «Пилота» было некоторое количество песен, вызывавших недоумение (два предыдущих альбома, к примеру) — но ещё ни разу не было таких, за которые было бы стыдно. Теперь есть. Рокеры взрослеют по-разному: Макаревич и Шахрин уже всем довольны и не отличаются ни «позицией», ни песнями; Борзыкин и Шумов не так интересны, как раньше, но ещё «в строю», и с «позицией» у них всё в порядке; Шевчук расширяет пространство борьбы; «АукцЫон», оказывается, жив-здоров и выпускает новый альбом. Настанет момент, когда у нас не останется никого из них, но «Пилоту»-то, казалось бы, ещё петь и петь, писать и писать. «Был у нас огонь, да вышел весь». Тут можно порассуждать о том, кому сколько осталось и кто будет следующим, но важнее вопрос — что придёт взамен. Уходят не столько люди, сколько эпоха. Кто мог подумать об этом 10, 20 лет назад? «И тебя, как всех, провожать». Слушая альбом 3й или 4й раз, чтобы убедиться, что ничего не упустил из виду, я вдруг поймал себя на мысли, что и в общей истории русского рока, и в личной истории «Пилота» всё это закономерно — и нерв, и новые слова и ноты, и стадионы, поющие про вольную птицу и шнурок с потолка, и фанаты, и время, которое проходит быстрее, чем кажется, и взросление, и полстакана портвейна, и поход к президенту.

...Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда, оглянулся — и не смог разглядеть следы.

Послушать и скачать альбом: Thankyou.ru

Илья Чёрт — Депрессивная зима («Чердачник», 2010)

Пилот — Двор («Осень», 2011)

Официальный сайт: http://pilot.spb.ru/

Оценка: 5/10

Общественное мнение:
Вы еще не оставляли свою оценку

1 (неужели всё так плохо?)2345678910 (подумайте дважды)
На данный момент рейтинг: 7.58 из 10
Проголосовало человек: 12
Loading ... Loading ...
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 3 сентября 2011 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 0

    Главный недостаток альбома, мне кажется, что он необязательный. Сделан спустя рукава, просто повеселиться и напомнить о себе радиостанциям, напомнить что Пилот это как бы «русский рок». Поэтому дворы, алкоголь и т.д.

    С другой стороны не вечно же им философию записывать или социальщину, они тем и прекрасны, что на одной тематике и подходе к аранжировкам не останавливаются.

    Не согласен я с выводом, что группа сдулась. Вполне может случиться, что следующий альбом будет записан не спустя рукава и получится хорошим.

    • Михаил Савотиков Михаил Савотиков
      6 сентября 2011 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      Конечно, может! Только, по-моему, он у них уже как бы 3й подряд «необязательный» (а если считать самотрибьют с одной новой песней, то 4й).

      Я, кстати, вычитал где-то, что на «Осени» далеко не все песни Чёрт написал, так что, может, не всё потеряно. Хотя по отношению к этому альбому данный факт ничего не меняет.

  • 17 октября 2011 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    В более ранний период своей жизни я с удовольствием слушал группу Пилот (а также еще буквально считанные единицы отечественных исполнителей). «Войну», «Сказку», «Небо», ну и более-менее «Джоконду». То, что произошло с группой дальше — не поддается разумному объяснению.

    Нет, многие деградировали, спору нет. Тот же Сплин, за редким исключением, являет собой унылое зрелище сейчас. А раньше были пацаны вообще ребята. Но только Пилоты рухнули настолько резко и чудовищно, и уже следующий альбом («РКС») напоминал несмешную самопародию. От дальнейших опусов просто хочется плакать. Единственное объяснение, приходящее на ум: Черт окончательно спятил и выдохся, а остальным по большому счету всегда наплевать было, что и как играть. Вот честно, если не это — тогда не знаю, что.

    Ну да, еще аргумент про то, что Черт далеко не все песни сам писал. Так ведь это всех без исключения их альбомов касается.

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: