Громкая русскоязычная рок-музыка последнее время свелась к неэластичной так называемой альтернативе, которая, судя по всему, существует лишь в пределах эфира A-One и клубов вроде «Точка». И вот свершилось. Из Белоруссии, что стала страной-экспортёром музыкальных талантов (вот уже и фестивали с сугубо белорусской музыкой в Москве проходят), грянула группа «Петля Пристрастия». «Петлю Пристрастия» можно интерпретировать по-разному – и как воссоздание русского рока (того периода, когда он был злым и протестным), и как зревший русскоговорящий ответ пост-панку, и как исключительно индивидуальный депрессивно настроенный творческий проект, обнажающий внутренний мир солиста Ильи Черепко-Самохвалова. Истина, как водится, находится посередине. По факту мы имеем лучшую пластинку года из постсоветского пространства.
При первом упоминании о «Петли Пристрастия» невольно выстраивается ассоциативный ряд с новомодными столичными фаворитами «Кассиопеей». Виной тому один вокалист у коллективов. Но стоит абстрагироваться от «Кассиопеи». «Петля Пристрастия» — это анти-«Кассиопея». Прямодушный и наглядный посыл, вместившийся в мощные формы истинного рока, прямо противоположен узорчатой, в прямом смысле замаксированной поп-музыке «Кассиопеи», ставившей перед собой цель провокативно развлекать. «Петля Пристрастий», возможно, кого-то и эпатирует, но высказанной правдой, а не устроенным перфомансом. Первична, понятное дело, «Петля Пристрастия» — группа, в которой Илья Черепко полностью раскрывает свой потенциал.
Пластинка окрашена в мрачные цвета. От неё сквозит достоверной безысходностью, боязнью завтрашнего дня и доведённой до патологического состояния нервозностью. Всё это в совокупности рождает ощущение пронизывающей острой душевной боли. Лирический герой Черепко находится в пограничном состоянии – он не способен на любовь, хоть «без тебя я не жилой», ведь он «заражён… болезнью причинять боль ближнему» («Дышать и смотреть»); в другой песне уже выступает в качестве препятствия для попадания в Солнечненый город («нет, не пущу тебя в солнечный город»). В заглавной композиции альбома Черепко вскрывает обывательский мирок повседневности, фраза «всем доволен» в его устах звучит как горькая усмешка. Лирический герой – сознательный аутсайдер, без тени лести изложивший все жизненные изъяны. Пластинка, что редкость, состоит из песен, каждую из которых можно рассматривать чуть ли не с применением литературоведческих методик и каждая несёт философский смысл. «Карма велогонщика (вариантов – ноль)» — доведённый до абсурда и выраженный слоганом закон жизни. «Хотелось полмира – хватило на велосипед» — это потухшие мечты, разочарование и бессмысленность. Ведь так оно чаще всего и бывает. «Обратно в ракушку» - самый показательный номер. Упоминание всуе Кьеркегора и Метерлинка в одном припеве со спайдерменом не выглядит каким-то интеллектуальным позёрством. Определённо, это вызов. Вызов вкусу большинства слушателей трендовой музыке, где лирике отводится последнее место. А Кьеркегор и Метерлинк выражали ту же совокупность эмоций и смыслов, что и «Петля Пристрастия», только в принципиально иной форме.
Можно подумать, что «Петля Пристрастия» — это графомания и бессмысленные бои с ветреными мельницами в поисках истины. Однако ж коллективу удалось найти идеальную музыкальную оболочку для своих песен. Изменчивый ритм, рваные мелодии и с первобытной свирепостью звучащие гитары — подобное ортодоксальное сочетание игнорировать просто нельзя. «Петля Пристрастия» в итоге – это и наши Joy Division, и Grinderman, и новое «Кино».
Излагать мысли об альбоме «Петли Пристрастия» можно вечно. Это один из немногих коллективов представляющий ценность с любой позиции, с какой только можно к нему подойти. Определённо, лучшая группа из активно пестуемых журналом «Афиша» (рецензия критика Горбачёва чуть ли не эталонна для этого творения) и — боюсь сглазить – точка отчёта для действительно масштабного явления.
Myspace: http://www.myspace.com/petlia
Поделись с друзьями: