Эта бабушка курит не только трубку. К своим пятидесяти пяти годам Нина Хаген подошла к статусу главной эпатирующей дивы контркультуры, успела стать иконой немецкого панк-движения, устроить акт публичной мастурбации, выступить с японским филармоническим оркестром, побывать любимицей Жана-Поля Готье и принять целибат. Сменив вереницу образов — от невменяемой рок-бестолочи до оперной певицы, переиграв все – от блюза и диско до индастриала и рэпа, дав тысячи невразумительных и провокационных интервью, Хаген покусилась на святое, буквально – записав, альбом, восхваляющий Бога и его деяния на нашей грешной земле.
При этом «Personal Jesus» не первый случай, когда Хаген уперлась рогом в религию. В середине 90-х по следам глубокого увлечения Индией и буддизмом ей был выпущен альбом «Om Namah Shivay», облачивший певицу в наряды из восточных мифологических сюжетов. Инструментальная сторона релиза так же не претендует на радикальный сдвиг антуража: в связи с оригинальной американской музыкой Хаген была замечена еще в 2003 году, когда при содействии ансамбля Leipzig Bigband выдавала свои вокализы под джаз, блюз и кантри.
На сей раз все осложняется тем, что она присоединилась к баптистам, и, наверное, это должно говорить о серьезности намерений и духовном перерождении… Ждите. При внимательном прослушивании слышно, насколько это тонкая и блестяще исполненная провокация: Хаген в очередной раз дезориентировала поклонников, столкнув их лбами. «Personal Jesus» – это одновременно и канон, и апокриф; и блаженные, и Мефистофель; и исповедь, и издевка. И не потому что Хаген разрабатывает эпические масштабы Мильтона, изводит героев Гёте или переосмысливает «правоту всех» Достоевского, а просто из-за того, что для бабушки панк-рока все проблемы Святого писания — иллюстрации к журналу «Веселые картинки». Сатана по Хаген – это Аццкий Сотона. И относиться к нему поэтому надо так же – с иронией и без всякого почтения. Но тут же встает вопрос, как тогда относиться к Богу, раз во врагах у него лишь «мелкий бес»? Да примерно так же – лоб не расшибать.
От этого угла Хаген и строит свою печь, где будет сжигать неверных. Задуманные как богобоязненные госпелы и смиренные соул-исповеди, песни в ее исполнении превращаются в непозволительно веселую для такой деликатной темы спиритическую вечеринку, этакое сектантское афтепати. И все эти «покаяния» под аккомпанемент то всамделишного кантри с банджо и аккордеоном («God's Radar», «Down at the cross», «All you fascists bound to lose»), то трескучего блюза («Nobody's fault but mine», «Mean old world»), то доисторического ритм-энд-блюза («Sometimes I ring up heaven»), то американских поп-шлягеров с бэк-многоголосием Sun Records («I'll live again», «Take Jesus with you») скорее напоминают обряд экзорцизма. Такие оды Всевышнему – это профанация религии как таковой, поэтому «Personal Jesus» – чистая, что называется, ересь.
Отдельным местом в этой кутерьме, за оградкой этого монастыря сорняком растет культовая песня Depeche Mode, давшая релизу название. В ней сохранен и рифф, и настрой, но появилась инфернальность и маниакальность, свойственная, впрочем, всему, к чему так или иначе прикоснулась певица за всю свою карьеру. Естественно, в первую очередь в этом виноват вокал Хаген – брутальный, сухой, грубый, рычащий, изрыгающий слова голос прокуренной ведьмы. А владеет она им по-прежнему безупречно: виртуозная театральность, фирменные виражи октав, жонглирование интонациями.
«Personal Jesus» — действительно, ядреная смесь. Хаген опять зашла дальше других и дала прикурить всем без исключения. Трубки она все уже скурила, теперь и ладану конец.
Послушать:
Nina Hagen — God's Radar
Nina Hagen — Nobody's Fault
Nina Hagen — On The Battlefield
Официальный сайт: www.nina-hagen.com
Myspace: www.myspace.com/ninahagenrocks
Поделись с друзьями: