Наум Блик — Re:Поэты

Сложно найти вразумительных оправданий тому факту, что в главной литературоцентричной стране, где слово очевидно важнее дела, где поэт больше, чем поэт, где дебилбарды были раньше билбордов, никто до сих пор не создал прецедент использования классиков русской поэзии для заполнения ритмических пустот. Ни это ли должно было придти в голову первым нашим площадным рифмоплетам в конце 80-х? Ни это ли они должны были сделать для хип-хопа в свои годы? Ни это ли и есть тот самый стопроцентный тру щит гангста рэп? Вполне возможно. Ведь если можно поверить гипотезе БГ, что «Лев Толстой писал тексты исключительно для музыки регги», то представить, что Пушкин, Тютчев, Маяковский, Гумилев и Бродский творили для черных криминальных гетто, и вовсе ничего не стоит.

Наум Блик – один из участников коллектива EK Playaz из Екатеринбурга, ставшего в этом году главным российским центром «другого хип-хопа». Как и его земляки Птицу ЕМЪ, Наум Блик отказывается от магистральных тем и традиционных стилевых схем, образующих семантический контекст русского рэпа: «Не про кроссовки, не про район и не про себя» — поясняет свой замысел сам автор. Вообще тема авторства здесь получает неожиданное для певцов с городских окраин прочтение. Начитывающий тексты артист даже не претендует на искренность и поэтическую оригинальность – здесь все не его, но все о нем. Такие инварианты должны ставить под сомнение аутентичность исполнителя представленному им материалу: рэпер, который не знает жизнь и не считает себя пацаном с яйцами, вообще-то не рэпер. Но Наум Блик взял свое там, где увидел свое. И еще раз убедил общественность, что все самое интересное в современном русском рэпе сейчас происходит через преодоление его рецидивов. Проще говоря, со словом нужно работать так, как с ним работать было нельзя.

YouTube Preview Image

Re:Поэты можно рассматривать как рубеж в отечественной рэп-культуре, синтезирующей в себе все больше влияний. Теперь дело дошло до взаимоисключения и саморазоблачений. Прогрессивное стихосложение всегда отталкивалось от отрицания нормативов и канонов, как неспособных передать дух времени и нерелевантных поискам автора и ожиданиям читателя, а потому исключение отечественного поэтического наследия из комплекса художественных ориентиров вполне ожидаемо. Интерес к золотому и серебряным векам, акмеизму, футуризму или советской эстетике для контркультуры и нонконформизма в большинстве своем означают акты капитуляции и пораженческого ретроградства: поэтические школы и направления – это даже не пережиток, это архаика и вообще ретро. А главное — высокий штиль, парики и кальсоны или дача в Переделкине; там жизни нет. Наум Блик настаивает, что жизнь только там и осталась: в широкие штаны рэпера больше ничего не входит – ни любовь, ни смерть, ни Бог, ни дьявол, ни бытовые мелочи, ничего вообще. Рэп своими угрозами в адрес мироздания, проклятиями в след бывшим друзьям и близким, отпорами политическому давлению и планами установления социальной справедливости сожрал сам себя. И вот, в целом, безобидная акция Re:Поэты прозвучала, как гром среди ясного неба: Пастернак, Брюсов и Евтушенко мгновенно цепляют что твой Баста, а Маяковский прокачивает не хуже Касты. Кого теперь сбрасывать с корабля современности непонятно, но уж точно не Наум Блика.

В тоже время возможные претензии к его проекту легко угадываемы. Во-первых, взять хрестоматийные произведения всеми признанные мастеров слова и наложить на них музыку – много ума не надо; во-вторых, подборка стихотворений совсем не изощренная и с трудом балансирует на грани пошлости; в-третьих, за всем этим сложно разглядеть цементирующий концепт – по какому принципу шел отбор? И, наконец, зачем рассовывать по карманам альбома фрагменты из докладов Брежнева, интервью Киркова и Долиной, фильмов Тарковского и Шахназарова, городского шума и разговоров рефлексирующих маргиналов. Так то оно так, но есть одно очень сильное «но». Re:Поэты кропотливо создавались в течение шести лет, и представить, что остались какие-то случайные или несогласующиеся с авторским замыслом вещи, практически невозможно. И подборка абсолютно в любом случае не удовлетворит всех и каждого, и музыка здесь не просто наложена, а изобретательно и с большим вкусом нарезана и смешана, и связующее звено наличествует – судьба поэта, как заложника Слова. Примечательно, что и названиями треков стали не названия стихов, а фамилии их авторов.

Наверняка, в этом можно узреть фальсификацию просвещения; и, правда, сложно поверить в то, что, вдохновившись задумкой екатеринбургского перфекциониста, студенческая молодежь или злобствующая гопота двинут толпой в сторону домашних библиотек. И вообще в этом кроссовере можно разглядеть трансляцию прежних идейных пластов рэперов: «Пастернак» пытается объять свое эго, «Маяковский» дерзит и пререкается, «Брюсов» выводит кодекс чести, «Долматовский» разоблачает и упрощает смысл бытия, «Черный» составляет хронику своих враждебных дней, «Перминов» восстает против несправедливости мира, «Бродский» сыплет парадоксами жизни, «Гумилев» раскаивается в содеянном, «Волошин» предчувствует приход и достойный релакс, «Тютчев» встает на тропу войны с неместными из чужого района, «Евтушенко» призывает к перманентной революции, «Пушкин» твердо заявляет о своем праве на неувядаемый респект. Можно, но не нужно. Наум Блик играет в рэп точно так же, как Бек играет в блюз – исключительно фактурно. И Re:Поэты – это такая игра в сказку – что было бы, если все упомянутые авторы жили в наше время. И то, что живой Евтушенко входит в этот «мертвый» список, одновременно делает ему честь и намекает на его уход в бронзу.

Сам же феномен идеи репоэтов, а точнее идеи ремикса, сэмплирования и бесконечных постмодернистских взрывов смысла, отлично обыгран использованием диалога из перестроечного фильма «Курьер», где главный герой зачитывает «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» АэС Пушкина, а слушающий его простой советский инженер на сотне рублей ничего не подозревает и принимает приведенные строфы за первые поэтические опыты: «Ну не дурно, не дурно… Правда, напоминает что-то». Другими словами, Re:Поэты – это не заигрывание с классикой или призыв вернуться к корням, а постановка проблемы отсутствия оригинала – современный отечественный рэп-мейнстрим пополнил список симулякров.

Есть подозрения, что опыт, проведенный в Екатеринбурге, имел место во многих городах и в разное время. И есть уверенность, что все же именно Наум Блик и его Re:Поэты заслуживают статуса первооткрывателей и трендсеттеров – хотя бы просто потому, что проект был доделан и выпущен в свет. Именно в такой форме – максимально конвенциональной по содержанию и въедливой по музыке. И до тех пор, пока Евтушенко не догадается предложить варианты сотрудничества DJ Shadow, ничего лучше мы не услышим.

Послушать:

Пастернак

Маяковский

Гумилев

Официальный сайт: www.naumbleek.ru

Оценка: 8/10

Общественное мнение:
Вы еще не оставляли свою оценку

1 (неужели всё так плохо?)2345678910 (подумайте дважды)
На данный момент рейтинг: 8.88 из 10
Проголосовало человек: 40
Loading ... Loading ...
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • Михаил Савотиков adaptedbee
    13 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    В конце 80х стране не до чтения классиков было.

    И что такое «не входит в штаны рэппера» и «рассовывать по карманам альбома» хоть убей, не пойму.

    А про DJ Shadow хорошо ))

  • 13 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    А как же РЖБ и его «Усы.Сгущенка.Хлеб.»? Вполне себе может конкурировать с Бликом по взаимопроникновению поэзии и хип-хопа, по-моему.

  • 13 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    adaptedbee, как раз в конце-80, когда были изданы многие запрещенные десятелетиями вещи, был бум литературной периодики и вообще чтения. Но, безусловно, я понимаю, о чем вы и в чем-то согласен)) Были вещи и поважнее, да.

    А «штаны...» и «карманы...» — ну это просто образы, игры словами. По-моему, вполне понятные.

  • 13 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Артем, я говорил вот о чем. Перечитайте: «Наум Блик и его Re:Поэты заслуживают статуса первооткрывателей и трендсеттеров – хотя бы просто потому, что проект был доделан и выпущен в свет. Именно в такой форме – максимально конвенциональной по содержанию и въедливой по музыке».

    У РЖБ вообще другая задача была по всей видимости. И ограничился он, насколько я понимаю футуристами и прочими авангардистами. Поэтому вопрос о конкуренции мне кажется стоять не может.

    А РЖБ молодец, да.

    • Артем Макарский Артем Макарский
      13 октября 2010 | Ответить

      Thumb up 1 Thumb down 0

      честно говоря, даже не знаю

      наверно, не настолько я проникся я альбомом, но вот сейчас могу сказать, что да, такой альбом рано или поздно должен был появиться. сам я не буду его переслушивать многократно, но что-то в нем есть

      и трендсеттеры трендесстерами, а сам тренд отчетливо наблюдается — если раньше можно было только находить влияние классиков на современный русский рэп, то теперь тексты просто берутся у классиков. и ведь это не только в рэпе — весной выходил «звук речи», где электронщики написали музыку для стихов Бродского

      ну а со скитами (то бишь отрывками) почти все понятно — «У» является неотъемлемой частью «Долматовского», разговор двух рэпперов так же не случайно поставлен перед Перминовым, «К» из Тарковского идет после Тютчева — стихи Тютчева были в «Сталкере». остальные не так ясны, но, я думаю, догадаться о такой логике вполне себе можно

      безусловно, это альбом, в котором нужно разбираться, в который нужно вглядываться и вслушиваться. но он не производит впечатление работы, которая велась шесть лет (не имею в виду ничего плохого), и поэтому так и хочется сравнить его с тем, что уже появлялось за год

      однако, да, соглашусь — если идея появилась еще тогда, шесть лет назад, то безусловно трендсеттеры

      P.S. мне кажется, лучше автора никто не расскажет, о том, что, почему, и как — вот в этом его интервью (solo-e.livejournal.com/74659.html) становится видно, что «Re:Поэты» — альбом, созданный для связи поколений.

  • 13 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Реально спасибо за пост.

    то что это было идеей не новой — читать стихи известных поэтов под биты — это так, но то как это дело довел до ума Блик Наум дает ему больше преимущества перед другими емце

  • Lee
    30 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    «а слушающий его простой советский инженер на сотне рублей ничего не подозревает и принимает приведенные строфы за первые поэтические опыты:...» — это был не инженер на сотне рублей

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: