К Massive Attack необходимо относиться с великой долей скепсиса и равнозначной долей уважения. Роберт Дель Найя и Грант Маршалл внесли ощутимый вклад в британскую и мировую музыку, поспособствовали успешному развитию трип-хопа и превратили Бристоль в один из столпов культуры. В который раз они собрали вокруг себя сборную музыкантов околотрипхопового жанра, чтобы наметить будущее направление движения электронной музыки.
Прослушивание альбома, названного в честь острова в Северном море, неоднократно подвергавшегося катастрофам локального масштаба, напоминает движение по спирали, переход из одной случайной плоскости в другую. Это исследование пространства в нескольких измерениях, сопровождаемое звуками искусственной природы, которые словно выжимаемые по капле поступают к нам в различных дозах. Вот ты чувствуешь себя нормально, а через пару минут – удушье, жар и передозировка, скопище теней мелькает в конце заваленного мусором коридора. Наверно, это и вызывает поначалу отторжение. Альбом, который обязан повторить успех “Mezzanine”, вышел не просто дисгармоничным, но даже истеричным, гнетущим и полным перенапряжения, с которым не может справиться ни Тунде Адебимпе (TV on the Radio), сражающийся с моторик-битом в “Pray for Rain”, ни Хорас Энди, отступающий под напором какофонии духовых в “Girl I Love You”, ни Мартина Топли-Бёрд, играющая роль второго плана в футуристическом “Babel”. Звук Massive Attack ложится в обойму, уже готовый к неожиданному выстрелу, после которого в воздухе долго будет стоять звон упавших на пол раскаленных гильз. Задымление, сбивчивый синкопированный ритм…
Как все это слушать? Начиная с последних двух треков – “Saturday Come Slow” и “Atlas Air”. Только после них альбом раскроется полностью, и можно будет заново понять его значение. Свист и треск, вздохи труб и горнов, отравленная атмосфера, материализовавшийся страх одиночества и неуверенность предыдущих треков станут сносными и оправданными. Остается только удивляться, что может делать Дэймон Албарн одним своим голосом (“Saturday Come Slow”), и как велика власть Дель Найя над бездушной, казалось бы, электроникой (“Atlas Air”).
Слушать:
Saturday Come Slow
Atlas Air
Официальный сайт: http://massiveattack.com/
Myspace: http://www.myspace.com/massiveattack
Поделись с друзьями: