Честно говоря, я не собирался даже скачивать этот альбом — во-первых, потому что концертник, во-вторых — за последние несколько лет от Lumen не было слышно почти ничего интересного. Они выпустили свой самый слабый альбом («Мир», 2009), несколько невыдающихся клипов, затеяли конкурс «ROCK BANDA» и тур «Лабиринт», в ходе которого производилась запись пластинки — из каждого концерта по одной песне впоследствии должны были составить новый «живой» альбом. Казалось, что группа достигла некой высшей точки — осталось, наверно, ещё сборник «The Best» выпустить и всё, труба. 31 марта 2011 г. Lumen выкладывают новый альбом в сеть и презентуют его в Москве, и становится понятно, что все опасения, видимо, были преждевременными.
«Лабиринт» — это и своеобразная ретроспектива творчества, и, в некотором смысле, подведение итогов. На альбоме 27 треков, из них 4 новых, остальные — проверенные временем хиты со всех предыдущих релизов группы. Когда-то Lumen начинали с подросткового панка, затем стали от альбома к альбому взрослеть, песни стали серьёзнее и глубже, музыка — жёстче. Главное, что их отличало всегда — это прямота и искренность, умение говорить со слушателем «по душам»: может быть, поэтому их песни и срезонировали в сердцах стольких слушателей. Они в определённой степени продолжатели традиций русского рока: у них цоевская лаконичность и точность формулировок сочетаются с яростью и эмоциональностью «Гражданской Обороны»; и пресловутые «песни протеста» играют в творчестве Lumen, пожалуй, главную роль.
На 3й пластинке «Свобода» (2006) они пели о детях, потерянных в промзоне, о жизни в «душных бетонных коробках», о том, как у человека «появляются зубы», о массовом избиении в Благовещенске в 2004-м; на этом же альбоме впервые прозвучала песня «Государство», ставшая впоследствии чуть ли не культовой. В 2007 г. вышел их самый громкий и самый протестный альбом — «Правда», который был воспринят слушателями и критикой буквально как призыв к революции. К чему я всё это рассказываю — к тому, что в контексте сегодняшнего дня эти песни звучат намного, намного резче, болезненней и актуальней. Протестные настроения в обществе, и в том числе протестная музыка, стали одной из самых животрепещущих тем в прошлом году и остаются ими на сегодняшний день, и «Правда», выйди она тремя годами позже, произвела бы, наверно, эффект разорвавшийся бомбы. На этом альбоме нонкорфомистские и оппозиционные настроения достигают предела («Далеко», «Пока ты спал», «Пора орать!»); на нём поётся и про условные «машины ментов»:
Наша милиция нас бережёт,
Опять «черёмуха» лицо жжёт,
Они как злые дети, которым дали власть,
Удары ни за что — и наигрались всласть.
На улицах и стадионах
Нас бьют и бьют люди в погонах,
На рок-концертах и дискотеках
Одна и та же у них потеха. [...]
Я верю в пацифизм, добро должно победить!
Но как мне жить? Как мне сейчас жить?!
Так надоело ждать, так надоел страх,
Спасайся сам, а это значит -
Возьми кирпич и дай им сдачи!
(«Иди в отмах»),
и про условный «Химкинский лес»:
Я хамелеон, нас таких миллион!
Мы делаем вид, что нас волнует
Чистота наших рек и зелень лесов;
Меня волнует бетон и крепкий засов. [...]
Я глотаю чистый воздух жадно и редко,
Я навсегда в плену розетки...
(«Хамелеон»).
По этому поводу уже очень много было сказано в прошлом году, повторяться не будем; но когда в плане «социальности» в музыке появилось не только предложение, но и спрос; когда в телепередачах о «бунтарях» наряду с Шевчуком и Шумовым стали показывать интернет-фрика Васю Обломова; когда даже певица Катя Гордон стала петь «протестные песни», чего уж тут говорить о более серьёзных исполнителях.
Главная вещь на альбоме «Лабиринт» — новая песня «Марш согласных». Это мощный гитарный рок как он есть — яростный, тяжёлый, надрывный, страшный, актуальный и точный.
Когда вокруг горит земля,
На площадях ревёт толпа,
Самый разгар «охоты на ведьм» -
Кому-то придётся дойти до столба.
В толпе нет лиц и нет имён,
Для тех, кто в ней, есть лишь игра -
Одновременно по взмаху руки
Кричать «Убей его!» и «Ура!».
Комментировать не надо, наверное; единственное, что необходимо отметить — запись, вошедшая на альбом, была сделана в конце октября 2010 г., за полтора месяца до событий на Манежке. Lumen опять оказываются в каком-то смысле опередившими события.
Как и в любом хорошем концерте, на «Лабиринте» есть целый ряд интересных и запоминающихся моментов: когда некий молодой человек «из зала» в конце песни «Марш согласных» выкрикивает «Благовещееенск!!!»; когда в песне «Государство» звучит фраза не про гаишников (как в оригинальном тексте), а про милицию, которая меняет названия и формы; когда публика восторженно кричит, с первых аккордов узнав «Сида и Нэнси». Здесь есть ещё одна отличная новая песня «На части» — романтическая вещь практически уровня Linkin Park времён альбома «Minutes to Minight»; и даже кавер на «Кино» «Мама, мы все сошли с ума» звучит очень свежо, здорово и адекватно сегодняшнему моменту (несмотря на то, что каверы на «Кино» уже, откровенно говоря, достали).
Я прошу прощения за довольно субъективный характер этого текста, но это именно тот случай, когда трудно сказать иначе. Я понимаю, что не вполне резонно писать рецензию на концертный альбом. Я понимаю, что Lumen сейчас уже и не cool, и не совсем «в тему» — в конце концов, за нулевые появился ряд других ярких команд, в чём-то, может быть, более интересных и актуальных. Я понимаю, что о музыке, которую слушал в школе, которую перепевал и переигрывал в собственной рок-группе (тогда же), вспоминать чаще всего как-то неудобно и стыдно — особенно когда к двадцати годам ты дорос до Portishead, Morphine и New Order. Но большая часть песен с этой пластинки и ещё ряд вещей, на неё не попавших — это существенная часть моей музыкальной жизни — и, наверное, не только музыкальной. И, наверное, не только моей. Доказательство — это полные залы людей на концертах «люмов», это те, кто им подпевает в каждом треке на новом альбоме (всё-таки неплохая идея — по одной записи из каждого города), это участники конкурса «ROCK BANDA», наконец. Значит, эти песни для нас действительно что-то значат.
Lumen — редкий пример того, как группа взрослеет синхронно со слушателем — подростки, с их юношеским максимализмом и детской наивностью, становятся взрослыми людьми, которым всё ещё не всё равно.
И это достойно уважения.
Послушать:
Далеко (Live «Буря», 2008)
Вся вера и любовь этого мира
Официальный сайт группы http://lumen.ws/
Авторская раздача альбома на RuTracker http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3522186
Поделись с друзьями: