Jane Air — Weekend Warriors

Интересная математика — первая волна русского рока, зародившаяся примерно в начале 70х, «жила» около 30-40 лет и сошла на нет в 00х. Вторая волна («Наив», «Сплин», «Пилот», «Кукрыниксы» и т.д.) зародилась в 90х, просуществовала вдвое меньше и загнулась примерно тогда же. Третья волна, которую часто называют «альтернативной», была очень разношёрстной и неровной — мощно выстреливали только какие-то отдельные группы, даже отдельные альбомы, — и опять же, к концу десятилетия от неё мало что осталось. На данный момент наблюдаемая нами картина рок-музыки в России, вообще говоря, довольно печальна.

Jane Air — одна из самых ярких и интересных групп той самой «третьей волны», и их новый альбом в определённой степени отражает практически всю историю русского рока и его нынешнее состояние. «Weekend Warriors» — альбом очень разноплановый и противоречивый, тут смешались в кучу клубные дискотеки и герои рок-н-ролла, гламур и антигламур, панк и хип-хоп, дабстеп и диско, пьяные диджеи и королевы танцполов, напряжённая лирика и гимны любителям ночного образа жизни, наркотики и пост-наркотические откровения, ощущение Апокалипсиса и грядущей революции, бог, «уснувший за рулём», и голова Жанны Фриске — в общем, полный трэш и угар. И немного лоска.

В альбоме мы встречаем целый ряд ключевых для русского рока образов и неявных цитат, отсылающих нас к его прошлому — это пытающаяся влюбиться звезда рок-н-ролла Майка Науменко, чёрный пёс Петербург Шевчука, который здесь «превратился в паскуду, лает матом и залпом пьёт шоты», сплиновский «бог, уставший нас любить», улицы, пульсирующие «в ритме адских танцев», из мрачной песни 5 diez, ближайших джейновских коллег по цеху.

Львиная доля (кажется, порядка десяти) песен с «Weekend Warriors» посвящены какой-то бегбедеровско-томпсоновской тематике — клубы, тусовки, секс, наркотики и бесконечный рок-н-ролльный угар — в общем, всякие вольности и всякие излишки, как сказал бы Вася Васин из «Кирпичей». На эти темы здесь поётся, пожалуй, чересчур много, и когда в очередной раз начинается что-то про таблетки, девочек, рок-звёзд и прожигание жизни,  уже начинает тошнить. Между тем в беспробудном отрыве Jane Air успевают сообщить о том, что всё это не совсем правильно и хорошо, что мир катится к чертям, что «апокалипсис уже здесь», а происходящее вокруг и внутри себя описывают по-панковски язвительно.

«Мой дьявол не носит „Прада“ -
Она носит спиды в сумочке „Луи Витон“,
Её папа гей депутат, в институте
Ректор обс***н на красный диплом.
Чтобы уснуть в туалете в г***о,
Она утром пойдёт в дорогущий салон.
Мама, люблю эту с**у!
Убей меня тоже, и пойдём спасать рок-н-ролл -
Ведь мы верим в любовь...

Секс и наркотики —
И на х** мой рок-н-ролл!
На х** твой рок-н-ролл!»

Круто, правда, неясно, во что верит герой на самом деле. Тем не менее помимо какого-то невероятного количества безбашенных боевиков о клубно-рок-н-ролльной жизни и пары хитов для девочек-альтернативщиц, здесь есть очень болезненные, очень личные песни. Причём всё это идёт вперемешку — чёткая концепция и хоть какая-то логика в треклисте альбома (а в нём 21 трек) отсутствует напрочь, и это здорово сбивает с толку. Герой то безумно веселится, то говорит про наступающий Апокалипсис, то переживает о разбитых чувствах, то вновь бросается с кем-то «добывать электричество». Здесь есть мощный проникновенный пост-рок «Моя Стая», депрессивный хип-хоп «Новый день», ироничная и уже ставшая хитом «Джульетта», и «Junk2: Fatality», едва ли не самая важная песня на альбоме.

Она представляет собой своеобразное продолжение «Junk» — песни, с которой 8 лет назад «выстрелили» Jane Air, тогда ещё мало кому известные парни с окраин Питера. Группа стала популярной и востребованной, а «Junk» — хитом, своеобразной «визитной карточкой» (на какое-то время), и своего рода проклятием для группы. В песне рассказывалось, на самом деле, об ужасных вещах: о героиновом буме 90х, о мировосприятии молодых людей, не вылезающих из наркотических трипов, о друзьях, которые в свои 20 с небольшим уже «скрючив обрубки, сдохли от передоза», подано всё это было мрачно и цинично. Но публика хором подпевала привязчивый припев «Джанк — это я, я — это джанк» на всех концертах, и на фразу в финале песни мало кто обращал внимания.

YouTube Preview Image

В «Джанке 2» группа всё объясняет, расставляет все точки над ё, и ставит не менее жирную точку в обсуждениях этой песни.

«...Та „малолетка с язвой“ мертва,
Ни оставив после себя ничего, только эти слова,
Как и та грязная босота с улицы -
Героиновый бум 90-х заставил всех нахмуриться,
Фарцовка, вещи из дома, кражи -
Всё варилось на ложке, чёрной от сажи...

Девяностые ломали людей, били под дых; ищи
Моих корешей скорчившихся — их был не один, а тыщи.
Что, думаешь, я вспоминаю те годы с любовью?
Я рад забыть каждый день, но всё равно просыпаюсь ночью...»

Вот такие дела. На форумах вКонтакте фанаты уже пишут, что «песня разочаровала» — ну да, тот факт, что всё это очень страшно и ни разу не весело и не круто, уложить у себя в голове значительно труднее, чем бодрый хит, под который можно неплохо послэмиться на концерте.

Что интересно, после этого трека остальные песни альбома видятся совершенно в ином ключе. Весь этот рок-н-ролл, секс и наркотики быстро теряют даже признаки какой-то романтики, и даже про голову Жанны Фриске уже не смешно. Не смешно, потому что возникает ощущение дежавю — даа, где-то мы об этом однажды слышали... И не услышим ли мы лет эдак через десять очередного «пояснения» от группы — что-нибудь вроде «Weekend Warriors 2»?

Не смешно, потому что вся эта тематика вообще-то дико отдаёт Тимати с его песнями о том, как в клубе чиксы танцуют, — и тут уже не помогает ни фирменная джейн-эйровская харизма, ни их сарказм, ни чувство юмора. Один — пафосный рэппер, «встречайте прямо из Москвы», другие — «питерские weekend warriors», но ведь есть и провинция, периферия, о которой спел Шевчук ещё в 84-м и которой на самом деле гораздо больше. Есть дорогие столичные клубы, но гораздо больше тех, кто знает о них только понаслышке и понятия не имеет, что значит «каждую ночь отпускать по 5-10 „Франклинов“ на волю» — и с 80х в этом плане в принципе ничего не изменилось. Дело тут, конечно, не в альбоме «Джейн Эйр», но всё же, всё же, всё же.

Шевчук тут, кстати, цитируется и второй раз, в песне «Золото (Последнее шоу)».

«В этом мире того, что хотелось бы нам — нет!
Мы верим, что в силах его изменить —
нет!»

В оригинале в конце второй строчки пелось «да!». Опять не смешно. Та песня «ДДТ» называлась «Революция», у «Джейн Эйр» тоже есть про революцию — химическую.

«Ночь пьёт огни,
Скорость в крови
Модных шлюх закипает,
И я — мёртв!
Рок — мёртв!
Поп — мёртв!
И нам остаётся ждать,
Когда вернётся мечта,
И начнётся новый бит, революция...

Химическая революция,
Мы умрём за тебя на новых „Аврорах“,
Химическая революция,
Сгорают бойцы и нюхают порох.»

Классная бодрая песня, но, похоже, воины уикенда умирают напоказ скорее за «химию», чем за революцию. На этом противоречии построен весь альбом и все поиски лирического героя. Надо найти настоящую любовь, таблетки, которые вылечат, спасти рок-н-ролл — но новая любовь оказывается очередной «королевой фейк», лекарство — спидами в сумочке, а рок-н-ролл «идёт на х**», но по этому поводу, похоже, никто не страдает. Оголённые нервы, самокопание, ощущение того, что что-то не так в мире и внутри уходят на второй план. «В себе ничего не ищем, чтоб не найти», — признаётся герой, и это одно из ключевых откровений альбома.

Трэш с налётом лоска — это круто, но кто пойдёт спасать рок-н-ролл?

Послушать:

Моя Стая

Джульетта

Новый день

Сайт группы: http://janeair.ru/

Оценка: 9/10

Общественное мнение:
Вы еще не оставляли свою оценку

1 (неужели всё так плохо?)2345678910 (подумайте дважды)
На данный момент рейтинг: 8.49 из 10
Проголосовало человек: 71
Loading ... Loading ...
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • ivashjke
    19 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 6

    Как и та грязная босота с улицы —

    Героиновый бум 90-х заставил всех нахмуриться

    ахахаха, вот это строки! Судя по цитатам, поэты они те еще. Подростковое убожество. Сколько же музыкантам лет?..

  • 19 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 1

    хм, предыдущий альбом меня несказанно разочаровал, хотя ранее творчество в свое время любил. а на этот альбом складываются какие-то тошнотные позывы, даже еще при прослушивании просто пару треков.

  • 20 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 4

    честно говоря, все это напоминает историю с limp bizkit — какая-то средненькая группа, которой повезло прославиться. правда после признания дела пошли хуже и хуже от альбома к альбому.

  • Фьф21
    1 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 2 Thumb down 2

    очень приятная и ох-нная такая рецензия, впрочем как и альбом

  • Heartful
    3 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 2

    Кукрыниксы и Пилот мертвы... уахаха!)) Ну да...кукры тока начинают продаватся за границу и релиз последний оч крутой) Да и Илюша не устает радовать нас своим разносторонним творчеством

  • 2sov4ik
    8 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 2 Thumb down 0

    отличный альбом!!! грустные мысли *(

  • 15 января 2012 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Отличная рецензия, развернутая. С интересом узнал, что Jane Air цитируют в своих песнях слова таких групп как ДДТ. Это значит, что они не теряют связь с корнями.

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: