После преднамеренно вялотекущего и долгого развала Агаты Кристи, закончившей свой путь самоубийством с предсмертной запиской в виде Эпилога, Глеб Самойлов собрал верных ему селян и назвал их «The MatriXX», заодно сообщив, что он теперь СамойлоFF. Вместе они записали «концептуальный альбом с первой в мире 3D-обложкой» и успели прокатиться по клубам. И вот развалился и сам Глеб, попав в итоге в клинику. Что, надо сказать, представляется совершенно справедливым, потому что, как бы музыканты не настаивали на жанре «нео-пост-готика», Прекрасное жестоко – это все же просто клинический случай без каких-либо принципиальных и необходимых в данном случае стилистических определений. И, конечно, невменяемому невротику Глебу вместо всей этой галиматьи, следовало бы пройти обычный курс реабилитации, но нет – «пам-пам-парам, я хороший человек». Ну ок.
Такое впечатление, что записанный Глебом ровно двадцать лет назад «Маленький фриц» и то был более зрелой работой, несмотря на всю его вымученность и незатейливость. Делались скидки на возраст, на особую ранимость и впечатлительность, на подверженность влиянию разного рода мистики, на вполне понятную музыкальную неискушенность, на специфику «авторского мировосприятия» в конце концов. Но для ставшего культовой персоной отечественной рок-музыки 90-х годов и переступившего сорокалетний юбилей младшего Самойлова такие оправдания, мягко говоря, не уместны. Ведь, как это ни странно, повзрослевший и познавший жизнь Глеб, выдал еще более незрелый, скучный и невероятно истеричный набор песен измотанного рыданиями и страданиями, обмазанного соплями, спермой и кровью параноика.
Прекрасное жестоко целиком построено на культах насилия, извращений, предательств, страха, одиночества и вызова миру. Чаще всего они обозначены уже в названиях песен: «Дерьмо», «Друг и драг», «Сердце и печень», «Ненормальный», «Житель маленького ада», «Содомия», «Никто не выжил». Поэтический мир нынешнего Самойлова (впрочем, как во многом и прежнего) состоит из отрицательных и низких измерений человеческой жизни, и, безусловно, этот очевидный и осознанный перегиб – это творческий ход, если не сказать манера, с которой, по сути, и взятки гладки. Другое дело, что его фиксация лирики на одних только больных, лживых и вообще уродских формах существования и скрупулезное нагромождение пороков, грехов и ошибок, самым естественным образом превращает морок и ужас в очень огрубленную картину подлинных экзистенциальных переживаний. Самойлов живописал какой-то готический детский сад с характерными месту проблемами и описывающими их эпитетами: «обосравшийся мир» — в этом, собственно, сказано все. Вообще, цитировать вирши Самойлова из его последних творений дело неблагодарное (им можно посвятить целый отдельный пост), но, рассматривая их как отличный образец чудовищной графомании, видимо, это неизбежно: «Печень все сломала, печень так бухала», «Да я ненормальный, и ты ничего не поймешь», «Комната залита кровью, я занимаюсь любовью», «Я в эту ночь с двумя, но я один», «Но тебе так написано — сунуть грамм за ночь со мной и работать в милиции», «Любовь убьет нас наповал», «Светлее, как днем», «Когда уже тошнит от крыс, молчи, расслабься и нагнись», «Соси у них и будешь счастлив», «Ей никогда не надоест педофилия, содом и инцест» и т.д. Вырвать из контекста их было достаточно сложно, потому как именно такие фразы и составляют контекст альбома – эти оды садомазохизму и самоистреблению разлиты по всему материалу.
Вообще, довольно странно сейчас проецировать творчество одного из Самойловых на деятельность всей Агаты Кристи в ее лучшие годы: за неврастеничными и вульгарными шуточками и провокациями для восьмиклассниц из неблагополучных семей ничего не стоит – ни серьезных внутренних драм, ни разрывающих пополам трагедий, ни парадоксальных, но удивительно емких и метких игр с логикой жизни, ставших куплетами и припевами гимнов АК. В одиночестве лирический герой Глеба Самойлова оказался жалким похотливым наркоманом-извращенцем, упивающимся своими отклонениями. И кровь здесь не от войн, а от менструаций и дефлораций, и смерть – не конец, а эффектный жест. Прекрасное жестоко – это вскрытые напоказ вены.
При этом можно не сомневаться, что Глеб СамойлоFF & The MatriXX не останутся без аудитории: внимание припадочных подростков, открывших для себя новый мир поллюций, дешевого алкоголя, наркотических приключений и ублюдочных поступков можно гарантировать. Под эти песни они будут уходить из дома, показывать фак всем государственным институциям, заниматься оральным сексом по подъездам и чувствовать себя героями, зашедшими за грань. Конечно, бытия, не меньше — тут же решаются вопросы жизни и смерти. Весь этот ходульный пафос перенесен и в музыку – устрашающие аранжировки в самых карикатурных вариантах готической культуры, самый дешевый вариант EBM-industrial. Пожалуй, даже Кай Метов с его агрессивной сексуальностью и простыми мотивами на синтезаторе был убедительнее и изобретательней («Position №2» куда круче всех песен альбома вместе взятых).
Единственное, что можно сказать в защиту начинаний Самойлова, так это полное отсутствие родовых связей с русским роком формата современного Нашего Радио. Проблема в том, что аудитория все равно та же – люди, о которых, кроме «пам-пам-парам», и сказать-то, в общем, нечего.
Послушать:
Один из вас
Готика
Официальный сайт: http://www.thematrixx.ru
Myspace: www.myspace.com/thematrixxband
Поделись с друзьями: