«Как Бог он переполнен до краев, как человек он довольствуется малым» — оброненная в начале альбома характеристика одного из немногих его героев идеально подходит для оценки всего творческого наследия Сильвиана и последнего опуса, в частности. Похоже, и, правда, Серый кардинал европейской аудио-эзотерики списал этот образ с себя. Имеет право: певец, композитор, продюсер, аранжировщик, режиссер, фотограф, художник и поэт – пятидесятилетий гений и один из влиятельнейших британских мизантропов, чье творчество позволило описать футурологию нотной грамотой, вновь вошел в этот лес, не закрыв за собой дверь.
Manafon — очередная экспериментальная площадка Сильвиана для описания Пустоты, передачи трансцендентального опыта и доказательства наличия сердца у нашей планеты исключительно музыкальными средствами. Собираемый по крупицам в Лондоне, Вене и Токио альбом зафиксировал импровизационные партии легендарного джазового авангардиста Эвана Паркера, шорохи и вздрагивания гения злых электронных духов Кристиана Феннеша и экзерсисы радикальнейшего нойз-террориста Отомо Ёшихидо. Сумеете заметить скрипку, пианино и кларнет – цены вам не будет: усидчивость и внимание, которые надо иметь, чтобы расслышать и оценить всю широту замысла Сильвиана, оказываются гораздо важнее слуха и даже вкуса. Отсутствие мелодий, мотивов, даже ритма ставят в тупик уже на открывающей «Small metal gods» и вплоть до финальной «Manafon» замещаются разрозненными потусторонними звуками, вибрациями в разряженной атмосфере, шумами и скрипами. Звук, словно металлический шарик в пинболе, вбрасывается в закрытое пространство и беспорядочно ударяется об инструменты, дробью колотит о встречную поверхность и судорожно пытается выскользнуть наружу. Баритон Сильвина, мелодекламирующего о своей (как и всего живого) неподготовленности к жизни на земле, впервые настолько возвышается над инструментарием, появляясь и растворяясь без каких-либо предупреждений: сплошные интонации, акценты, полутона и тени.
Итоговые девять композиций настолько абстрактны и внутренне дискретны, что состояние прострации или максимального расслабления на грани истощения будут лучшим контекстом для их восприятия. Акустическая модель хаоса, геометрия лома в хрустальных пространствах, синхронность человека и космоса – теперь вы знаете, как все это выглядит. Manafon – ода ускользающей природе музыки, ее хрупкости и неуловимости, а Сильвиан — первый в истории музыки человек, сыгравший на тишине. Именно «Пустые» моменты, секунды кажущейся Тишины и есть главный Звук этого альбома.
Слушать:
David Sylvian — Small metal gods
Официальный сайт: www.davidsylvian.com
Поделись с друзьями: