Агата Кристи — Эпилог

Последний, десятый альбом одной из самых влиятельных и актуально звучащих отечественных рок-групп 90-х годов, оценивать сложно и в какой-то степени даже излишне, потому что лишним, возможно, стал и сам «Эпилог». Во всяком случае в той максимально пафосной и претенциозной версии, сопровождающей, впрочем, всю историю конца Агаты Кристи, заявившей о своем распаде еще в начале 2009 года.
Очевидные ретроспекции в изгибы музыкальной карьеры братьев Самойловых, обязательный пересказ их идеологических противоречий, уточнение источников заимствований в имидже и музыке и рассуждения о непревзойденности «Опиума» — все это лишь отчасти имеет непосредственное отношение к Эпилогу. Право слово, наркотические трипы и жесткие садомазохистские вирши коллектива, первые герои пост-панка и готической новой волны как образцы для подражания, отношения Суркова с Вадимом Самойловым и кристальное поп-чутье Александр Козлова связаны с последней генерацией Агаты Кристи, как и сами братья – кровно, но не более. С другой стороны, заявление о выпуске последнего альбома подготавливает слушателя к как минимум музыкальному экстракту всей более чем двадцатилетней истории группы, так что взгляд назад неизбежен – не обернуться и не сравнить здесь не получится.
YouTube Preview Image
При желании к Эпилогу можно приплести весь бэк-каталог музыкантов, но в качестве наиболее уместных ассоциаций будет лишь альбом Триллер и песни периода Декаданса. Та же истерика на марше, те же мерцающие двухаккордные синтезаторы, те же гнетущие аранжировки, те же эрогенные точки в лирике, то же безволие как манифест. Главным же отличием от упомянутых работ является провал по части атмосферы. В Эпилоге она эпизодически раздроблена на плохо собираемую мозаику: все, что раньше было парадоксальной, точнейшей и волнующей образностью и опасным для душевного равновесия музыкальным рядом, рассыпалось на манерность и позу. Готы стали эмо. Мотивы отчаяния, потери, ощущение безысходности и тотального одиночества, страх и обреченность, доведенную до суицидальных позывов тревогу Самойловы последние годы пытаются сформулировать в прозрачных и оттого пошлых максимах, претендуя то ли на афористичность слога, то ли на выражение авторского мастерства владения словом. В итоге получается не удивительный проход в узкую щель между бессознательным, страшным и непредотвратимым, не удивительные гофмановские метаморфозы, не поглощающие полотна «темных» созвучий, не выход за грань внутренних возможностей человека, не последние минуты саморазрушающегося мира или хотя бы в пытках умирающего за любовь героя-одиночку, а бравирующий своей эмоциональной взвинченностью конъюнктурный индустриальный поп.
Песни Глеба (подростковые и «сырые») и Вадима (пустые и проходные) чередуются ровно через одну (глупейший пример компромисса в ситуации «1+1», получившейся в результате гибели Козлова), что разрывает альбом на все более раскачивающиеся качели – от похоти до вечной любви, от анархии до служения, от откровения до трафарета. И это не амплитуда, а точки А и В, из которых с разной скоростью вышли два брата. Удачно встретятся они лишь в «Письме» и оправдывающем запись всего альбома сильнейшем треке — «Сердцебиении». В целом же клубок нервов, выдающий в течении первого десятка лет колоссальное музыкальное напряжение, развязался неожиданно просто – новые песни Агаты Кристи не задевают и не трогают. А теперь уже и самих авторов.   
Возможно поэтому грандиозный и беспрецедентный по масштабам и времени уход со сцены важнейшей группы русского рока стал походить на оправдание за будуший сет-лист Эпилога. Бесспорные музыкальные достижения и вклад в отечественную современную культуры должны были заслонить всю бездарность новых песен Глеба и халтурность – Вадима. И случившееся пару лет назад переиздание всей дискографии группы, и афиши о «последнем концерте» в десятках городов России и СНГ, и желание «закрыть страницу истории» — все это один большой мыльный пузырь пафоса и самолюбования, который лопается уже только от прослушивания песни «В такси».
С другой стороны, ведь именно с вычурной опереточности в имидже и напыщенности в аранжировках герои уральской новой волны и начинали. Viva Kalman! Так что представлять на сцене силу, стоящую за твоей спиной и многократно превышающую человеческие возможности, для братьев не впервой. Но в поту и слезах выстраданная эстетика и театральность в итоге превратилась в злую пародию и имитацию. Группы, бывшей символом поколения, больше нет. Зато остались песни.   
Так или иначе, уйти красиво Агате Кристи, конечно, удалось. Вот только не покидает ощущение, что лучше бы она теперь не возвращалась.

Послушать:

Сердцебиение

Официальный сайт: www.agata.ru
Myspace: www.myspace.com/agataofficial

Оценка: 5.5/10

Общественное мнение:
Вы еще не оставляли свою оценку

1 (неужели всё так плохо?)2345678910 (подумайте дважды)
На данный момент рейтинг: 4.63 из 10
Проголосовало человек: 8
Loading ... Loading ...
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • Andris
    29 августа 2010 | Ответить

    Thumb up 2 Thumb down 10

    «...одна из самых влиятельных и актуально звучащих отечественных рок-групп 90-х годов»?

    Ну это, пожалуй, через край. Группа-то попросту говоря дрянь.

    • Артем Макарский Артем Макарский
      1 сентября 2010 | Ответить

      Thumb up 4 Thumb down 1

      не соглашусь

      может, в нулевых они и стали посредственными, но альбомы, записанные в 90-х, представляли собой актуальную и передовую музыку тех времен

      • Леночка
        20 марта 2011 | Ответить

        Thumb up 0 Thumb down 1

        C «нулевых» они как раз стали лучше.

  • Andris
    1 сентября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 4

    Не сочтите это снобизмом, но не очень верится в «актуальную и передовую музыку», сделанную в Екатеринбуге.

    Актуальную и передовую музыку делают в несколько иных местах ))

    • Артем Макарский Артем Макарский
      2 сентября 2010 | Ответить

      Thumb up 1 Thumb down 0

      ну вы же понимаете, что я имею в виду музыку в России

      а Екатеринбург до сих пор славится актуальной музыкой, взять хотя бы то, что делает нынешняя «Сансара»

  • Andris
    2 сентября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 1

    Может быть и так.

    Я не очень представляю себе «Сансару»

    Но Агату Кристи для меня окончательно скомпроментировало сотрудничество с господином Сурковым. Да и некоторые слова, произнесенные кем то из Самойловых — я не различаю честно говоря кто есть кто — тоже говорят не их в пользу .

    • 3 сентября 2010 | Ответить

      Thumb up 1 Thumb down 0

      а в чём взаимосвязь политической позиции и, собственно, творчества музыкантов?

      • 5 сентября 2010 | Ответить

        Thumb up 3 Thumb down 1

        Не знаю, писалось ли уже об этом, но относительно распада «Агаты Кристи» существует распространенная теория, что вызван он политическими разногласиями в стане лидеров: мол, Глеб Самойлов — за несогласных и вообще оппозиционер, а Вадим — друг Суркова и вообще коллаборационист. Поразительным образом «Эпилог» эту теорию абсолютно подтверждает: песни Вадима и Глеба тут строго чередуются, и получается настоящий эпистолярный роман. Доходит до реального диалога: стоит Глебу заявить, что он «никого не продал», «не предал то, что любил», как Вадим отвечает в том смысле, что «разные люди, и каждый уверен, что вокруг него кружится земля». И так всю дорогу: Г. бросает упреки («кто-то предал, кто-то свой»), зовет в последний бой и собирается радовать граждан своим факом со стен Кремля; В. отвечает вялой абстрактной романтикой примерно про то, что все уныло, смысла нет, революции ни к чему, «от этих людей заразных вращение земли такое опасное», «еще немного поболит — и скоро все само пройдет»

        www.afisha.ru/blog/41/4323/

  • Альрауне
    11 апреля 2011 | Ответить

    Thumb up 5 Thumb down 2

    Уроды поганые, не понимаете, не комментируйте. Сволочи вы все продажные, а они не продались. Музыка Свердловского рок-клуба одна из лучших, наравне с Ленинградом и Москвой. Снобы столичные, небось, немосковского происхождения. Я из Москвы, nothing personal. Фан «Агаты».

  • liss
    19 июня 2011 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    нука посмотрели все быстро клип на песню эпилог, критики

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: