Степан Казарьян: «Вся эта деятельность — во имя добра». Ч.1

Степан Казарьян — московский независимый промоутер. Имеет непосредственное отношение к привозам таких групп и исполнителей, как Maybeshewill, MF Doom, Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Vaz, +/- , Ultralyd, Antipop Consortium, а также множеству других ивентов. Степан определял вечернюю программу клуба Моспроект. В данный момент Степан является частью команды Xuman Records и отвечает за менеджмент группы On-The-Go. Степан Казарьян успел зарекомендовать себя музыкальной журналистикой: постоянный гость программы «Холивар», в которой выступает в качестве эксперта, ранее был участником передачи «Акулы Пера». Регулярно пишет статьи в журнал «Хулиган».

Thespot.ru удалось пообщаться со Степаном Казарьяном. В первой части интервью вы узнаете о специфике промоутерской деятельности, ивентовой перенасыщенности в Москве и концертной жизни в США.

О причинах, побудивших заняться промоутерской деятельностью.

Всё просто — кризис. Мне сильно сократили зарплату. Изначально я хотел быть манагером какого-нибудь звена, бабло рубить и детей плодить. Но в то же культурная жизнь меня всегда интересовала.

Я случайно подсуетился. Учился в одной группе в институте с группой Mooncake. Потом уехал в Америку, в Филадельфию. В Америке я жил в доме, напоминающем сквот, — все, кроме меня, проживающие там, были музыканты или dj. В Филадельфии не очень активная концертная деятельность идёт, но определённые зачатки имеются. Меня концерты весьма сильно заинтересовали. Затем я вернулся на каникулы в Москву и обнаружил, что в Москве тоже появилась концертная жизнь. Когда я учился в МГИМО, мы не ходили на вечеринки (в отличие от нынешних студентов). Мы напряжённо учились. За всю учёбу в институте я ходил всего на четыре концерта — Massive Attack, Бьорк, Deftones и Placebo. Я больше не вспомню концерты, которые я посещал. Еще в школьные годы, помнится, ходил на какие-то локальные ивенты в тогдашние культовые клубы «Вермель» и старый «Кризис жанра». А после того, как я вернулся в Москву, я обнаружил, что оказывается, инди-сообщество формируется на глазах. Это шла первая половина 2007 года. Как раз тогда происходили Авант-фест, фестиваль Stop the Silence и прочие инди-события. Довольно быстро, в течение каникул, мне удалось со всеми познакомиться. И после этого уехал обратно в Америку. У меня появилась мотивация.

Первый организованный концерт

Это был первомайский концерт групп Bajinda Behind The Enemy Lines, Manicure и Lost Weekend в 2008 году. Все прошло удачно и поэтому появилось обманчивое ощущение, что все легко. Вот если бы на бабки попал сразу, то может быть, не стал бы заниматься организацией концертов. А тут не попал. На тот момент устроительство ивентов было моим хобби. Днём в офисе — вечером пляшешь. Но в связи с кризисом хобби превратилось в полноценную деятельность. В один и тот же день мне заявили о том, что сокращают зарплату в два раза и я провёл очень удачный совместный концерт групп Silence Kit и Я Слева Сверху. В тот день я заработал весьма приличную сумму. Ну, я и подумал, зачем мне нужна офисная работа. Тем более, ощущалось, что скоро уже и уволят. А быть уволенным — это очень неприятно. В отделе, кроме меня, были одни одесситы, которые бы меня в случае необходимости выжали. Обстановка резко изменилась — в воздухе ощущался накал напряжённости. Работать стало совершенно невозможно — и я решил с достоинством уйти сам.

Промоутерская деятельность, как мне казалось, начала развиваться. Однако кризис сильно сказался и на ней. Посетители вдруг резко прекратили ходить на концерты. В общем, было довольно трудное время для меня. Начал писать статьи, были какие-то сбережения. А весной 2009 года я решил делать привозы. Было желание делать более дорогие и качественные мероприятия, да и к тому же вся эта деятельность — во имя добра: культуру поднимаем (Степан улыбается).

Первый привоз

Началось с того, что Максим Сильва-Вега мне позвонил и спросил, хочу ли я сделать концерт группе +/- . Я ответил отказом, потому что я не знал, что это такое. Он говорит, это похоже на Death Cub for Cutie. Я отвечаю, что ненавижу Death Cub for Cutie. Однако я заинтересовался, послушал и мне показалось, что +/- даже круче, чем Death Cub for Cutie. Было желание сделать какой-нибудь гиг, потому что на тот момент я засиделся без дела. Первой группами, что я привёз, были американцы +/- и Loudest Boom Bah Yea!. Обычно LBBY! разогревали +/- , но мне этот разогрев был совершенно не нужен. Я решил устроить для LBBY! другой гиг, поэтому в один день проходили сразу два концерта — один в «Доме» (выступали Loudest Boom Bah Yea!), а другой в Билингве (+/-). Все даты в других местах были заняты. И тогда я зарёкся больше не делать в Билингве концерты. С того дня я мечтаю, чтобы это заведение сгорело, в отличие от «Дома», которому я желаю цвести и развиваться.

В Билингве, во-первых, возникло недопонимание относительно денег за вход. Во-вторых, неожиданно не стали впускать в клуб людей без паспортов, потому что они якобы были несовершеннолетними. Многие из них и, правда, являлись несовершеннолетними. Что интересно, многие несовершеннолетние всё же в клуб попали. Но факт остаётся фактом. По законодательству, кстати, вечерние мероприятия, если у них нет табачных или пивных спонсоров, не имеют возрастных ограничений. Причём эти внезапные ограничения заранее не оговаривались и люди покупали в предпродаже билеты, а на концерт их не пускали с этой глупой мотивировкой, если не было документов. Но всё равно было очень много народа. Сейчас, однако, я не понимаю, почему они все пришли. +/- — группа посредственная, прямо скажем,  не Бог весть какие звёзды. Хотя сейчас бы, я думаю, они собрали больше людей.

Параллельно проходило мероприятие в клубе «Дом» с группой Loudest Boom Bah Yea!. Там прошёл концерт без каких-либо накладок.

Тогда мне было очень приятно. «Афиша» уделила внимание обоим концертам, назвали их «главными событиями выходных». Сейчас невозможно представить, чтобы гиг малоизвестных групп добился такого статуса.

Про концертную перенасыщенность в Москве

Незадолго до кризиса люди распространилась точка зрения, что в Москве существует концертный дефицит. Появились энтузиасты, желающие мнимый дефицит ликвидировать. Они уже начали делать какие-то гиги, планировали привозы, а затем наступил кризис. Рынок сократился, по ощущениям, примерно в два раза. По инерции какие-то запланированные мероприятия проходили, но из-за кризиса люди туда не ходили. Затем волна кризиса спала. Люди начали находить новые работы или источники заработка. Аудитория, как казалось, расширялась. Начала формироваться прослойка людей свободных профессий, всяких фрилансеров, работников СМИ, дизайнеров, не прикрепленных к какому-либо графику  - в общем, хипстеров. Кроме того, мазафачная эпоха прошла, вчерашние мазафакеры подросли и начали ходить на серьёзные мероприятия. Поэтому возникло чувство, что аудитория вдруг несказанно расширилась. Хотя она увеличивается очень медленно. Под эту аудиторию навострились все делать привозы, даже некоторые клубы стали их оплачивать. Шёл постепенный процесс. Все старые фестивали и промо-группы остались, нарастали новые. Открывались или переформатировались различные концертные площадки. Не могу сказать, что сейчас имеется какая-то перенасыщенность. Проходит концерт в день, ну  два. Должны же люди выбирать, куда пойти.

Про публику

Изначально была ориентация на, до отвращения, узкую аудиторию. Постепенно она расширялась. Теперь для людей не кажется диковинкой пойти на неизвестных им исполнителей. Оказалось, что есть целая когорта поклонников тех или иных зарубежных групп. Как, например, у Maybeshewill. Выяснилось, что у них целая фан-база в России. У российских групп за пару-тройку лет нарастало количество поклонников, и они стали по-настоящему значимыми на нашей локальной сцене. Это попросту, скажем так, их собутыльники. Таких групп было много два-три года назад. А затем произошло расслоение, которое и повлекло падение посещаемости концертов. Раньше одни и те же люди ходили и на инди-рок, и на пост-панк, и на пост-рок. То есть по принципу «лишь бы куда» (такая ситуация сейчас наблюдается в Киеве). У нас поначалу произошло слияние прогметаллической, скримо и хард-кор тусовок с инди-сценой, потому что внезапно они начали тоже слушать другую музыку, а чуть позже большая единая независимая сцена раздробилась на множество стилистических ответвлений.

Отдельно стоит сказать о субкультуре пост-рока, поклонников этого жанра многие терпеть не могут. При этом они самые многочисленные. Хипстеры создали свой уголок, поставили лукэтмишный забор, и ныне они вообще не хотят ни видеть ни слышать никого, кто не был бы им презентован любимым LookAtMe. Они полностью ушли в ночные угары в «Солянке». А все остальные начали развиваться. Вновь людьми стало двигать меломанское начало. Люди действительно начали слушать музыку а не просто напиваться. На данный момент вся молодёжь ходит на концерты — только одни посещают Animal Jazz и Amatory, а другие —  что-то более интересное.

Про хип-хоп сообщество

Я сейчас занимаюсь активно хип-хопом. Вот на хип-хоп ныне может пойти каждый, кроме каких-нибудь отъявленный металлюг. Мне вообще нравится хип-хоп сообщество. За исключением, разве что, тусовки How2Make, которая считает себя чем-то особенным. Мне не нравится их позиция снобов, воспринимающих себя какими-то интеллектуалами от хип-хопа, будто бы они в теме, а все остальные не в теме (при этом неясно, что ж это за тема такая). Я говорю именно о тусовке, а не о самих музыкантах, которые все люди замечательные. Все остальные хип-хоп массы — совершенно открытые люди. Им, конечно, мешает незнание английского языка проникаться каким-нибудь Мэдлибом, но они готовы воспринимать новых исполнителей. Их ресурсы InDaRNB и Rap.ru куда менее снобистские, нежели LookAtMe. Они всегда интересуются чем-то новым и готовы к сотрудничеству. Хотя, в сравнении с LookAtMe, эти сайты — настоящие прибыльные корпорации с огромной аудиторией. Я согласен с утверждением, что сейчас самое развитое музыкальное течение — это хип-хоп.

Про концертную жизнь США (Степан Казарьян провел несколько лет в США)

Филадельфия — маленький приятный провинциальный город. Там жизнь, как и в других небольших городах США и Западной Европы, очень сегрегированна. Нет такой ситуации, как у нас, когда люди на электричках ездят на концерт интересующей их группы. В США люди, кажется, не способны полчаса пройти пешком, чтобы сходить на концерт. Американцы посещают лишь места по соседству. Наведываются в ближайший паб. Единственное исключение — концерты больших групп, вроде Foo Fighters и Smashing Pumkins. Подобные концерты посещают не только жители даун-тауна, но и обычные прыщавые подростки из пригородов, выросшие на MTV. У них практически нет никаких развлечений, кроме как сходить на концерт. Эти подростки раз в месяц выбираются на какое-нибудь крупное событие типа the Killers — и их там 50 тысяч. Всякие же яппи, студенты и прочие хипстеры идут в ближайший паб-концертный клуб. И если их всё устраивает — они могут там провести вечер в территориальной близости от дома, что называется, на райончике. Вопрос цены перед посетителями не стоит — что 5, что 10 долларов. Когда я ходил на концерты, которые были в 20 минутах ходьбы от дома, американцы крутили пальцем у виска. Из-за этой американской особенности и происходят казусы, вроде 50 человек на концерте Maps&Atlases. Или же три с половиной калеки на гиге очень востребованной группы Dirty Projectors. Они бы вполне могли вызвать фурор у нас в Москве. Люди бы из других городов приезжали на Maps&Atlases или Dirty Projectors.  А уж вопрос о том, чтобы в среду отправиться в «Актовый зал», а затем непонятно как бежать на электричку, даже не стоял бы. И заплатили бы наши посетители раза в три больше, чем американцы.

Непосредственно в Филадельфии очень развита антифолк-тусовка — и почти вся молодёжь слушает антифолк, за редким исключением. Черные практически не ходят на концерты. На то у них нет ни денег, ни времени. Очень слабо развито промо. Мало меломанов, активно отслеживающих музыкальные новости в Интернете.

Если судить о концертной насыщенности, то Москва больше похожа на Нью-Йорк. В отличие от других американских городов, в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе очень много локальных андеграундных групп, которые в то же время всемирно известны. И они там выступают еженедельно. Некоторым нашим людям кажется, что это рай земной. Но эти группы совершенно иначе воспринимаются у себя на родине. Ситуацию можно описать так: вот на группу Totr ходит в Москве 50 человек, а в других странах вдруг на них пришли бы адские толпы. Примерно такая посещаемость концертов местных инди-селебрити.

В больших либерально-прогрессивных городах, вроде Нью-Йорка, Чикаго, Сиэтла, Портленда, очень важен фактор медиа. Порой успешность гига определяет прежде всего факт того, написал ли про него, например, Pitchfork. Сразу начинаются солд-ауты. Vampire Weekend по три дня подряд даёт аншлаговые концерты. В городах поменьше порой те же Vampire Weekend играют перед полупустым залом.

Про туры заграничных групп по России

В России вполне резонно возить иностранные группы не только в Москву и Питер, но и в другие города. Определяет целесообразность наличие или отсутствие в городе быстрого Интернета. Группа Devil Sold His Soul поехала в тур по весьма любопытным городам — Питер, Ростов, Ставрополь, Астрахань, Москва. Везде было много людей. Dub FX вообще ездил в Норильск.

Продолжение появится в ближайшее время. Во второй части интервью вы узнаете причины закрытия клуба Моспроект, мнение Степана о будущих российских звездах стадионного уровня, детали привоза MF Doom и неприезда Black Box Revelation.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 11 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 3 Thumb down 2

    Срочно, вторую часть, срочно)

    Степан заинтересовал. Шарит тему.

  • 11 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 4 Thumb down 2

    а всю учёбу в институте я ходил всего на четыре концерта — Massive Attack, Бьорк, Deftones и Placebo

    всего.теперь представьте всех кто живёт не в москве и что бы они сказали, типа

    за всю учёбу в институте я ходил всего на четыре концерта — Люмен, джейн эйр, анимал джазз и гуфф.

    Ну а насчёт ситуации в Билингве я придерживаюсь той же позиции, вам повезло что вас клубы не обманывают постоянно, как это бывает в провинции например.

  • 12 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 5 Thumb down 1

    «В отделе, кроме меня, были одни одесситы, которые бы меня в случае необходимости выжали. Обстановка резко изменилась — в воздухе ощущался накал напряжённости. Работать стало совершенно невозможно — и я решил с достоинством уйти сам.»

    С этого пассажа, почему-то, отменно ржалось.

  • 12 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 8 Thumb down 0

    «В один и тот же день мне заявили о том, что сокращают зарплату в два раза и я провёл очень удачный совместный концерт групп Silence Kit и Я Слева Сверху. В тот день я заработал весьма приличную сумм»

    Это когда нам едва наскребли на такси?

  • Егор
    24 января 2012 | Ответить

    Thumb up 2 Thumb down 0

    Знакомых ребят герой статьи на днях прилично «прокатил». Вот гуглю его, статья — единственное упоминание практически. Если кому интересно:

    www.drugoyhiphop.ru/otmen...arya-2012-01-24/

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: