Споры о том, когда умрут печатные издания, все перейдет в Интернет, а блогеры заменят журналистов, последнее время все чаще обсуждаются как в традиционной прессе, так и в Сети. Но выяснения, что же лучше — качественная полиграфия или оперативность, профессиональные навыки или независимость – неожиданно обернулись новым вопросом. Как писать в Интернет? The Spot устраивает ревизию жанров, техник и форм, доживающих свой век.
Репортаж – оперативное документально-субъективное воссоздание произошедшего события. В условиях современного мира, где «событием», благодаря усилиям ангажированных СМИ и внимаю одержимых идеей блогеров, может быть названо уже почти все, что угодно, такое определение предполагает наличие у автора профессиональной адекватности, избирательности взгляда и знания сопутствующей конъюнктуры. В рамках же «Кризиса жанра» предлагается рассмотреть «репортаж» как точку пересечения жанров, основными признаками которых являются наглядность, фабульность и информативность: заметка, отчет, путевые записки, корреспонденция и их взаимодополняющие вариации.
Ключевую роль в девальвации репортажа можно отдать Интернету со всеми его прелестями равного доступа. Впечатления от выставки, эмоции после карнавала, гнев из-за неудавшегося оппозиционного митинга, восторженные отклики по поводу открытия автосалона/галереи/фестиваля/двери/изотопа, слюни после концерта и сопли после гига, дневниковые записи двухнедельного отпуска отлично помещаются в один формат: любые свидетельские показания любого характера можно просто разместить в своем блоге. В самом толерантном и нетребовательном жанре – «блоге». Его специфика на том и строится, что, имея под рукой выход в Сеть, способности организации смысловых конструктов из элементов азбуки и аккаунт на одной из платформ, каждый печатающий становится гуманитарием с прозаическими наклонностями. Наличие фотоаппарата переводит печатающего в разряд дизайнера и цветокорректора, а встроенная в него видеокамера делает режиссером и современным художником. Удешевление портативной цифровой техники позволило фиксировать событийный ряд максимально широким слоям населения, а растекающийся по стране широкополосный Интернет и новые сервисы дали возможность в режиме реального времени наблюдать за происходящим: Твиттер расскажет, где ты сейчас; Живой Журнал – где ты только что был; Вконтакте – с кем ты пойдешь туда в следующий раз. И, несмотря на то, что понятия «информационного повода», «ньюсмейкера», «участника» и даже «самого центра событий» все еще являются определяющими в парадигме репортерского труда, все равно от новых вызовов эпохи никуда не уйти: СМИ = Ссылки + Микроблоги + Интерактивность.
Сама же парадигма репортерского труда расщепляется на создание сенсорной визуализации, обязательной достоверности и эмоциональной трансляции. Вместе они сублимируются в главный культ, фетиш, цель и первостепенную задачу – появление «эффекта присутствия» — элитного трофея и награды, знака качества, признания коллег и удовлетворения аудитории. Другими словами — написать репортаж, значит, ни много ни мало, пропустить читателя через все, что прошел автор, заставить его чувствовать и сопереживать. Читатель должен «как будто сам там побывать». И закрыв глаза, хотя бы на секундочку оказаться «там».
Добиться убедительности повествования, сочности описательности и яркости информационных красок в последнее время ничего не стоит. Чтобы достигнуть блаженных вершин «эффекта присутствия» необходимо продемонстрировать особую, а лучше просто нечеловеческую наблюдательность, избежать дискретности представленной хроники и очень прагматично подходить к использованию прямой речи. Пожалуй, на каждом моменте стоит остановиться поподробнее.
Наблюдательность
Это нагромождение «говорящих», ситуативных, очень контекстуальных деталей-кодов, считывание которых обеспечит читателю погружение в атмосферу описываемых обстоятельств, например: цветные мягкие игрушки на месте катастрофы, две рядом упавшие фотографии – изображения молодого человека и девушки – в день празднования Святого Валентина или молескин, выглядывающий из кармана пиджака с закатанными рукавами; это акцентирование внимания на экспозиции: пасмурная погода в виде «плачущего дождя» в день траура или просто отъезда любимой группы обратно на родину, календарное совпадение дат – именин у Емельяна, Стеньки и Эдуарда с днем проведения акции в защиту 31-ой статьи Конституции, толпа людей у открытых дверей на входе в Центр, устроившем ретроспективу Кабакова; это, наконец, просто топографическая точность вашего месторасположения. Включая этаж, высоту над уровнем моря или удаленность от мужского туалета.
Непрерывность и плотность событий
Реализуется в нанизывании происходящих неурядиц, историй, явлений, случаев и происшествий на одну сюжетную «красную» линию, зависящую от задач письма. Репортер сжимает панораму разбросанных по всему фронту феноменов и сводит их к вертикальному детерминизму, определяет их логику, встраивает в один этический, политический, эстетический, идеологический и любой другой контекст, зависящий от задач редакции или категорического императива блогера. Хронологическая последовательность гарантирует легкость восприятия: разорванный хронотоп, воспоминания и прогнозы, возврат назад и забегание вперед съедят читателю мозг – оставьте факт присутствия песни «Поворот» в сет-листе юбилейного концерта Машины времени в тайне вплоть до самого конца статьи (читай концерта).
Цитирование и прямая речь
Также являются необходимыми элементом репортажа. Текст нужно разбавить людьми, их мнением и эмоциями – фактор достоверности, вложить в их уста собственные интенции или разоблачить несостоятельность чужих – фактор анализа. Цитаты можно условно поделить на три разновидности: эмоциональные – бессодержательные обрывки фраз на уровне междометий и «благодарности всем организаторам этого чудесного праздника» или угроз и проклятий в адрес существующего режима; проблемные – риторические восклицания и социально заостренные афоризмы-лозунги; идеологические – предъявление политической, экономической или нравственной доктрины; все остальные – мнение случайных прохожих, милиции и людей, «чьи глаза как будто говорят нам», что... Что именно, Вам подскажет профессиональное чутье.
(Бонусом к этим заповедям можно отнести обобщение. Даже не сомневайтесь: выход на уровень социальных катаклизм, межпартийных дискуссий, нашего общего будущего или судьбы второй волны альтернативного рока в провинции – всегда уместен. Всегда. Последнее предложение должно заканчиваться многоточием. Во всех приличных обществах это означает воспарение возможных смыслов к юдоли философских истин.)
Только на профессиональном чутье репортаж и держится. Информационную функцию он выполняет в одном случае из 100500, аналитическую еще реже. Самым очевидным образом он, естественно, выполняет пропагандистскую, рекламную и развлекательные функции. Исключения – на пальце одной руки: Колесников (хотя бы иронизирует и паясничает), Кашин (хотя бы не боится и называет вещи своими именами), Лошак (хотя бы объективен), Деготь (хотя бы умная), Горалик (хотя бы не стесняется). Прочтение репортажа все чаще сопрягается с сугубо эстетическим удовольствием без каких-либо иллюзий насчет дальнейшего осмысления или внутренней полемики.
В итоге мы имеем некий конструктор, состоящий из обязательных элементов, используемых, впрочем, по-разному. Чтобы продемонстрировать Вам, как создаются репортажи современных отечественных авторов, давайте зафиксируем правила их написания, применение которых закрепит за Вами статус настоящего «репортера»:
- • Укажите Ваше точное месторасположение и время прибытия
- • Объясните мотивацию для Вашего появления
- • Обозначьте серьезность мероприятие или масштаб события
- • Старайтесь подчеркивать присутствие блокнота в руках, диктофона – в кармане, ручки – во рту
- • Возьмите ни к чему не обязывающие комментарии главных участников, содержательно совпадающие с их часто повторяемыми заявлениями
- • Постарайтесь занять максимально отстраненную и объективную позицию
- • Будьте снисходительны, лояльны и доброжелательны, со всеми здоровайтесь
- • Сделайте несколько снимков, оправдывая качество неповторимостью момента
- • На митинге запоминайте лозунги, на концерте пересчитайте подпевающих, на выставке перепишите книгу отзывов
- • Используйте фразы «вдруг мне стало ясно», «неожиданно пришло понимание», «в какой-то момент все встало на свои места»
- • Аудитория, зрительский зал, площадь должны иногда «на секунду замирать»
- • Запомните: певцы поют «как будто для тебя», музыканты играют «на высоком европейском уровне», пострадавшие «написали письмо Президенту», прохожие «никак не реагировали на происходящее»
- • Официальные показатели должны кратно превосходить реальные
- • Количество присутствующих может варьироваться в пределах 100 000.
- • Предложите альтернативные варианты развития событий и тут же их развенчайте
- • Пожелайте читателю встретиться на описанном Вами мероприятии в следующем году
- • Посоветуйте захватить друзей и приятелей
- • Поблагодарите спонсора (директора завода, председателя регионального отделения партии, Великого Кормчего).
Кризис Жанра | Как стать графоманом?
Поделись с друзьями: