Рубль – Сдачи Не Надо

Сергей Шнуров подытожил десятилетие со своим проектом Рубль. Формально «Сдачи Не Надо» — это не альбом, а сборка «рублёвских» треков, из которых сам слушатель может, согласно рекомендации, составить тринадцатипесенный лонгплей. Выложен материал в свободный доступ, и музыканты приветствуют пиратское распространение. В общем, Шнур всё больше мудрит. «Сделай альбом сам» — акция из серии выпуска сингла на виниле, прилагающегося к журналу «Русский пионер». Эффектно и по-новому, но на виниле в нашей стране как-то уж совсем проблематично слушать музыку. Однако ж этот шаг символичен. «Рубль» существует вне контекста музыкальной индустрии, поэтому правила, пусть и довольно размытые, Шнурову явно не указ. Теперь «Рубль», заместо привычных альбомов, вовсе будет озвучивать актуальные социально-политические темы своими песнями для журнала «Большой город» (новейшая январская песня «Буги-Вуги» — очень хорошая, кстати).

Сергей Шнуров – самая нетипичная звезда российского шоу-бизнеса. Феноменальный успех «Ленинграда» был обусловлен сугубо творческим началом, а не различными околомузыкальными манипуляциями. Маргинальному Шнурову удалось впитать, хоть это и пафосно звучит, мировоззренческие установки простого народа. Этакая энциклопедия жизни масс, поданная в развлекательном ключе. Важна и позиция, с которой представлялся материал. Шнуров казался своим, милым, но язвительным интеллигентным алкоголиком. В нём угадывался сосед, коллега по работе, дальний родственник, да кто угодно. Мало, кто уже вспомнит, что группа «Ленинград», начинавшая в лихие 90-ые, была андеграундным коллективом, выступавшим в маленьких клубах. А их путь к званию главной группы страны напоминал рок-сказку: вместо пиара — сарафанное радио, песни, словно в 80-ые, переписывались с кассеты на кассету, а радиоэфиры, реалитишоу, тёплые взаимоотношения с Юрием Михайловичем Лужковым и саундтреки к блокбастерам случились, когда настоящий, уличный успех был достигнут. Добившись своего пика в альбоме «Аврора», на тот момент уже группировка «Ленинград» была распущена. Началась история другого проекта – «Рубля».

YouTube Preview Image

Шнуров принципиально отказался от прежней формы. Эстрадные мотивы, фольклорное разгуляйство и адаптированный ска-панк в совокупности заворожили всю страну. Тасуя элементы и переставляю слова в песнях, Шнуров мог бы в будушем, словно русскорокерный гуру, праздновать пятидесятилетие группы и декларировать новые смыслы существования себя как творческой единицы. Но подобный путь слишком банален и очевиден для Шнурова. Он решил начать проект с нуля в совершенно другой стилистике.

«Рубль» играют агрессивный концентрированный гаражный рок, мощь которого способна пробивать стены. Сам же Шнуров применяет к проекту изобретённое определение «фитнес-рок». Звучит весьма забавно, но сути не отражает. Хотя название музыки, контрастирующее с содержанием, — это своеобразный эпатаж. А эпатировать – почти шнуровская профессия. Другое дело, на чём нынешний эпатаж заострён. Шнуров обращается к острым социально-политическим темам, ходит чуть ли не на грани крамолы. Но «Рубль» ни коим образом не протестный проект. Вернее определить так: «Рубль» — это гипертрофированный реализм. Вроде бы высказанное совсем нелестно, даже обличительно, правда, которая слух режет. Однако же Шнуров не призывает, а констатирует. Но Шнурову резонанс обеспечен. И дело не только в панибратском упоминании президентов, старого и нового.

YouTube Preview Image

Шнуров – один из тех, кому есть что сказать. Причём в фундаментальном плане. Жизненные мудрости про то, что «без тебя пиздец» (это про любовь), гимны пьянству, или бытовые зарисовки – уже пройденный этап. Изменилась позиция самого Шнурова. Теперь он главный рок-музыкант страны. А очередная эксплуатация  образа вечного неудачника было бы надувательством. Шнуров успешен. Помимо материальных благ и популярности, это даёт непререкаемый авторитет в глазах людей. Неизвестного умного мужика — слушать не будут, а к тому, кого знает вся Россия, прислушаются. У каждого поколения, если совсем упростить, непоколебимый авторитет в рок-музыке. Среди рождённых в 50-ые – это Шевчук и Гребенщиков, в 60-ые был Летов. А родившиеся в 70-ые, воспитанные в советской системе ценностей и действовавшие в Лихолетье, представлены как раз Шнуровым. Разумеется, у Шнурова при этом статусе на первое место выходит даже не содержание, а сопутствующие моменты – способы подачи материала, высказанные зачастую в интервью идеи, манера поведения. И то, что Шнуров думает, стало важнее того, о чём он поёт. Напоминает положение почти общественного деятеля.

У коллектива вышел альбом. По идее, ему стоит поставить оценку или посоветовать, стоит ли скачивать альбом. Но случай с «Рублём» особый. Какой-либо критерий оценок совершенно не подходит, а стоит коллектив рассматривать именно как уникальное явление. Шнуров – это уже не музыкальная индустрия. Ну а нужно знать следующее: лучше «Ничего нового» песен нет, однако ж умного мужика, которого знает вся страна, всегда интересно послушать.

Myspace: http://www.myspace.com/rubelrubel

Официальный сайт: http://www.ru-bl.ru/

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: