Норвежское кино в Москве. Эрленд Лу

Открытие первого фестиваля норвежского кино в Москве, состоявшееся 20 мая, преподнесло столичному зрителю немало сюрпризов. Во-первых, само существование норвежской киноиндустрии оказалось для многих открытием. В самом деле сложно припомнить хотя бы один норвежский фильм в российском прокате за минувшее десятилетие. Во-вторых, настоящим подарком стал приезд известного норвежского писателя Эрленда Лу, написавшего сценарий к фильму «Север» (мало кто знает, что по образованию Лу — киносценарист). В рамках ретроспективы Эрленда Лу в программу вошли также картина «Во власти женщины», снятая по дебютному роману Лу, и мультфильм «Курт звереет», основанный на серии книг об усатом и пузатом водителе грузовика Курте.

Изначально Эрленд Лу планировал стать актером театра и кино, но судьба распорядилась иначе и актером он не стал, что позволило ему заняться литературным делом, за что многие могли бы ему сказать сейчас спасибо. Лу дебютировал как писатель с романом «Во власти женщины» (1993), но всемирную славу ему принесла другая работа «Наивно. Супер». (1996)


«У меня была такая цель – стать неким Винни Пухом для взрослых в «Наивно.Супер»

 

Именно эти два романа и определили его дальнейших авторский стиль и присущий ему по-детски наивный, но по-взрослому резкий юмор.


«Юмор сегодня должен быть более рафинированным и многослойным.

Сначала идет ирония, потом мы иронизируем над тем,

что мы на самом деле смеемся над иронией и так далее».

 

Во время фестиваля неоднократно возникал вопрос не автобиографичны ли его романы, на что Лу с улыбкой отвечал: «В процентном отношении я бы сказал, что главный герой в «Во власти женщины» где-то на 25 % я, каким я был 10 лет назад, главный герой в «Наивно.Супер» где-то на 30-35 % я, а Эрленд в «У», наверное, на 45 % я»

(Эрленд Лу открывает первый фестиваль норвежского кино в Москве)

Север / Nord

Норвегия, 2009

Режиссер: Рунэ Денстад Лангло

В фильме «Север», открывшем фестиваль, Лу выступил в новом для себя амплуа сценариста. И если его литературный талант мало кто ставит под сомнение, то в случае со сценарием к «Северу» критики никак не избежать. Главный герой фильма Йомар – ленивый, апатичный и разочарованный в жизни лыжный инструктор. Его интересы ограничиваются ежедневным просмотром  передачи о пожарах в туннелях на канале Discovery и водкой, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что он живет один на заснеженном склоне.

Режиссеру Лангло, пожалуй, удалось переплюнуть даже Попогребского с его мрачно-депрессивными пейзажами в «Как я провел этим летом».   Сюжет закручивается, когда Йомар неожиданно узнает, что у него есть четырехлетний сын. Эта новость переворачивает жизнь героя, который решается на опасное приключение – поездку к сыну на снегоходе с канистрой водки и стратегическим запасом самокруток.

Как обычно бывает в сказке, на своем пути он встречает хороших и добрых людей, разумеется, в количестве трех, как того и требует жанр. Пройдя через тяжелые испытания, типа попойки с латентным сельским гомосексуалистом, герой, в конце концов, достигает цели. Финальная сцена, наглым образом слизанная из «Простой истории» (1999) Дэвида Линча, пожалуй, разочаровывает больше всего.

78 минут «Севера» открывают зрителю простые, но важные истины, в частности, о том, что Норвегия не без добрых людей, что суровые парни тоже плачут, и что в конце все будет хорошо. Отчаянно оптимистичный и несколько фольклорный «Север» является, пожалуй, первым откровенным провалом Эрланда Лу. Фирменная наивность и подкупающая искренность норвежца, за которые так любят его книги, в «Севере» сыграли с ним злую шутку. За ними не видно ни смысла, ни чувств, один сплошной норвежский север.

YouTube Preview Image

Материал подготовила Айвазян Анна

Курт звереет / Kurt blir grusom

Норвегия-Дания, 2008

Режиссер: Расмус А. Сиверстен

Анимационный

Мультфильм «Курт звереет» (2008 г.) основан на нескольких произведениях автора, повествующих о жизни скромного портового грузчика и его большой, разношёрстной семьи.

Семья в каком-то смысле классическая: все такие разные, и всё-таки они вместе. В размеренное существование Курта, его жены-архитектора, малыша Бада, тощего старшего сына и контрастно-огромной, готичной дочери врывается сосед, похожий на Николая Баскова, — и этим всё сказано. Он работает врачом и гребёт деньги лопатой, а на его новоселье приезжает грудь премьер-министра (конечно, вместе с премьер-министром, но это уже не так важно).

Естественно, Курт сразу понимает, что за соседским забором трава зеленее, шевелюра у доктора более привлекательнее и вообще надо срочно всем что-то доказать. C этого момента разворачивается история, которая наглядно показывает нам, что деньги развращают, а обманывать нехорошо. Кроме того, мы узнаём, что «портовой грузчик» — это звучит гораздо более гордо, чем «подлый доктор» или «грудастый премьер-министр», если этот портовой грузчик честно делает свою работу и не хулиганит.

Как признался сам Лу, он убедил создателей фильма не адаптировать его под детскую аудиторию и оставить «острые моменты», а также он лично проработал все диалоги. Как ни печально, на этом его участие в проекте закончилось. К сожалению, большая часть реплик не поддаётся достойному переводу, то есть, если вы не знаете норвежского, вряд ли вам будет смешно, хотя правильно настроенная публика реагировала на происходящее на экране очень живо. Не покидает ощущение, что всё это мы уже видели. Социальная сатира — она такая, где-то когда-то уже была, с другой стороны -  о разложении системы и прогрессирующем равнодушии говорить можно бесконечно. Тем более что главному герою всё-таки удаётся выбраться из болота соблазнов и достичь вожделенной гармонии на всех фронтах.

Отдельно стоит сказать о довольно интересных визуальных находках, но в целом, графика на любителя. Смотреть стоит со знанием языка (Лу утверждает, что игра слов там виртуозная, чего субтитры, конечно, передать не могут), но это плохо применимо к нашей действительности. Так что больше читайте.

YouTube Preview Image

Материал подготовила Котенко Дарья

Во власти женщины / Tatt av kvinnen

Норвегия, 2007

Режиссер: Петтер Нэсс


“Она стала приходить все чаще и чаще. Однажды осталась на ночь. Потом принесла свои вещи.

И все — вот она уже вошла в его жизнь…”

История начинается с оглашения проблемы безымянного главного героя (исполняет роль миловидный актер Тронд Феуса Эурвог — имя его, кстати, выговорить совершенно невозможно), меланхоличного и инфантильного норвежца, в жизни которого стала все чаще появляться некая стоматологически несовершенная Марианна, бьющая все рекорды по словоизвержению в минуту. Во всех романах Эрленда Лу герои довольно схожи по своему типажу и поступкам и все они находят решения своих проблем по-разному, но одинаково нетривиально. Например, наш герой решает отправиться в бассейн, где его ожидает совещательный комитет в виде десятка потеющих в бане мужчин, которым он может излить душу.

Под воздействием их жизнеутверждающих советов (серьезность которых удачно контрастирует с разноцветными полотенцами и внушительными пивными норвежскими животами), герой решает купить плавательные очки и полюбить Марианну во что бы то ни стало (в этих очках). Даже с ее ужасным желтым комодом, эзотерическими замашками и, конечно, неспособностью истинно полюбить нашего неказистого норвежца. В результате этой тихой эпопеи герою не остается другого выбора, как научиться жизненной ответственности…

В данном случае особенность сценария Эрленда Лу, как, впрочем, и режиссуры Питера Нэсса, заключается в том, что в фильме, свойственным для Лу образом, сочетается смешное и серьезное. Подобные моменты очень легко предсказать и именно предсказуемость делает подобное “жанровое отличие Эрленда Лу” уникальным – парень как за кадром, так и на сцене, отвечая на вопросы, может смеяться, будучи серьезным как советский морозильник. Подобное сочетание комичного и трагичного встречается у многих режиссеров. Одними из ярчайших примеров такого стиля являются, пожалуй, Аки Каурисмяки, Джармуш, Альмодовар.

Но в отличие от подобных мастодантов кино, у фильма «Во власти женщины» нет претензии на мировую классику. Он всего лишь изъясняет зрителю простую истину:  “возьми отсветственность за свою жизнь, друг, и вместо рыжеволосой и слегка бешеной Марианны, которая променяла тебя на очумелого орнитолога, появится прекрасная француженка Мирилинда, у которой все впорядке с зубами, волосами, и которая, ко всему прочему, разделяет твою любовь к искусству”.

Фильм, пожалуй, отличается от остальных представленных на фестивале тем самым первичным стилем Лу, за который его так сильно полюбили читатели.

YouTube Preview Image

Материал подготовила Труфанова Ольга

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: