Стивен Кинг. Мастер ужаса. 3. Способный ученик

3. Способный ученик. Брайан Сингер. 1998.

«То, что Тодд до сих пор видел на картинках, впервые

приобрело вполне зримые очертания, это уже была не

какаянибудь сценка в фильме ужасов, но самая что ни на есть

будничная реальность — ошеломительная, непостижимая,

зловещая.»

Одна из моих любимых его экранизаций и не совсем характерная для Стивена Кинга.

Хотя режиссером фильма является отец таких блокбастеров как «Люди Х» или «Возвращение Супермена», все же фильм это нисколько не испортило. Сюжет фильма, казалось бы, весьма натянут за уши, но по развитию сюжета становится все более естественным и на первый план выходят совсем другие проблемы.

Тодд Боуден (Брэд Ренфро), выпускник, который преуспевает по всем предметам и является гордостью семьи, оказывается на уроке, посвященном Холокосту, мальчик не на шутку заинтересовывается этой темой и начинает просиживать штаны в библиотеках изучая «героев» концлагерей и их личную религию евгенику со всеми подробностями. И тут опаньки, он нащупывает внешние сходства между его соседом, тихим пенсионером Артуром Денкером (Иэн Маккеллен, обладатель Золотого глобуса) и СС-совским монстром Куртом Дюссандером. Обеспечив себя уликами и спрятав их, он решил не выдавать Дюссандера и сделать его своим учителем. Он заставляет его рассказывать о концлагерях, о способах умерщвления, о том что происходило с людьми и что он чувствовал, убивая.

Кукльминацая фильма – очень эмоциональный и страшный кадр, Тодд достает костюм оберштурмбаннфюрера СС и заставляет Артура его надеть. Сначала нехотя, но потом все же согласившись, Артур одевает костюм. Тодд говорит ему «маршируй!» и Артур начинает маршировать. Он начинает вскидывать зиги, кричать и вот оно- он превращается в Курта Дюссандера. Вся жестокость и вся злоба, что жила в нем, будучи еще комендантом концлагеря, вернулись. Его лицо разгорелось докрасна и тут Тодд осознает, что он потерял контроль. И далее разворачивается история взаимодействия этих двух личностей. Дюссандер начинает помогать Тодду в учебе, но не столько помогать, сколько вертеть его в руках как игрушку. Его первичность передислоцировалась в настоящее время и убийства перекинулись на игру в неизмеримый контроль.

Как это бывает у маньяков, Дюссандеру требуется убить кого-то и он это делает. Но не один. Ему помогает Тодд. И тут в зрителя закрадывается мысль – а не один ли это человек. Как только уходит Дюссандер, он перевоплащается в Тодда. Он говорит финальную и очень значительную реплику, однажды уже сказанную Дюссандером слово в слово, и под злую улыбку начинаются титры.

Не столько неся собой проблематику Холокоста и подобных проблем, сколько показывая жестокость человеческой натуры, как у маленького мальчика так и у нацистского преступника – фильм полон символизма и говорит о том, что природное зло может быть равносильно, не важно кто его носитель.

Кстати, Брэд Ренфро (Тодд), не так давно скончался в возрасте 25 лет от передозировки героина.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: