В современном искусстве зачастую количество написанного-сказанного о смысловом содержании конкретного объекта определяет восприятие непосредственно его самого. Такая связка идет еще от концептуалистов конца 60-х, считавших, что искусство — есть идея, а осязаемый объект – лишь побочный эффект.
В рамках программы «Специальные гости биеннале» 3й Московской Биеннале современного искусства в ЦКТ «Гараж» привезли «Поле притяжения» (Domain field) британского скульптора Энтони Гормли (Antony Gormley), большинство работ которого при первом взгляде напоминает первобытное искусство или элементы дизайна интерьеров. Но идею в искусстве как первоочередное никто не отменял, и если лучше вглядеться — в этих примитивных камушках-стеклышках-прутиках вскрываются иногда весьма сложные для понимания смыслы.
Бокс из белых стен внутри помещения «Гаража» заполнили фигуры из металлических прутьев – всего их около двухсот (в оригинальной задумке 287, но часть в данную экспозицию попросту не вместилась). Каждая фигура сделана с индивидуального слепка человеческого тела. В этот зал запускают максимум 20 зрителей, а охранник убедительно просит сдавать сумки в камеру хранения, что неудивительно при очевидной тесноте.
На протяжении всего своего творчества Энтони Гормли крутится вокруг трех вещей – объекта искусства, человека и окружающего пространства. Взаимоотношение этих трех элементов его в основном и беспокоит.
Образ тела Гормли из чего только ни создавал – кубиков (Building и проч.), различных металлов (Lift), цемента (Passage), прутьев (Feeling material), шаров разных размеров (Bodies in space), хлеба (Consumption); рассматривал тело в контексте истории (Time horizon), рассуждал о соотношении духовного содержания и внешней оболочки (Quantum cloud series). В качестве пространства художник беззастенчиво использует не только галерейные залы, но и окружающее: это его пук фигуры стояли на ливерпульском пляже, то открывались, то закрывались накатывающимися волнами, пугая местных жителей (Another Place); его же скульптуры находились в течение месяца где ни попадя на улицах Лондона (Event Horizon); он же оккупировал внушительную площадь в пустыне в Австралии (Inside Australia). Территорию матушки-Великобритании Гормли вообще довольно плотно уже успел заполнить следами своего творчества.
Сейчас в «Гараже» Гормли в своей работе наделил груды металлолома индивидуальными человеческими чертами, а параллельно в это время на Трафальгарской площади находится его новый проект – One & Other, в котором живые уникальные люди выступают в роли памятников.
Методичный постоянный переход от одного угла зрения к другому на пресловутую триаду «человек-объект-пространство» в работах Гормли напоминает скрупулезную работу ученого, осваивающего один за другим блоки знаний, постоянно экспериментирующего в поисках единственно верного решения.
Гормли любит заставлять зрителя думать, помещая его в непривычные условия, опрокидывая устоявшиеся представления об окружающем мире. В «Поле притяжения» Гормли продолжает тему классического положения произведений искусства в музее (тема эта в частности затронута в работе Drawn, где зритель получает центральное место в выставочном зале, в то время как работы находятся в углах). Он переворачивает эту классику с ног на голову: зрители вынуждены нарушать границы, находится внутри самого произведения, более того – играть в нем существенную роль.
Зритель – главное действующее лицо, приводящее в движение механизм искусства Гормли. Художник играет с традиционными представлениями об объеме в человеческом сознании. Рисунок, образ человека замечается в основном при взгляде на работу издалека и без движения со стороны зрителя – замереть и увидеть. А желательно – под таким углом зрения, под которым скульптура попадает на фон белой стены. Воображение начинает работать, глаза начинают видеть действительно что-то похожее на фигуры людей — только если эти металлические конструкции находятся на расстоянии. При ближайшем рассмотрении — это максимум вешалка-терминатор авторства безумного дизайнера интерьеров. Невольно в голове появилась мысль, что в жизни мы наблюдаем нечто подобное — заметить человека, отличить его от других, осознать это получается тогда, когда он далеко от нас. На фоне такого пристального внимания к внутреннему содержанию человека, его индивидуальности, кажется довольно абсурдным то, что зрители разглядывают металлические прутики, а не других людей – живых, настоящих, наполненных. Это к слову о внимании издалека.
Однако шум вокруг Гормли сейчас поднят скорее не из-за этой работы. «Поле притяжения» –цветочки, подготавливающие московского зрителя к следующей экспозиции. В рамках 3й Московской Биеннале современного искусства планируется привезти проект Горизонт событий (Event Horizon), который был показан в Лондоне в 2007 году. На улицах Москвы, как в свое время на улицах Лондона, будут расставлены человеческие фигуры в полный рост. Увидеть подобную фигуру средь бела дня на краю какой-нибудь крыши в центре – зрелище прямо скажем не особо приятное. Как и в остальных работах Гормли – главную роль здесь будут играть зрители и их реакция на подобное искусство. С 25 сентября по 22 ноября чаще оглядывайтесь, дамы и господа ;) А металлическими прутиками в «Гараже» полюбоваться можно до 2 сенятбря.
Поделись с друзьями: