Государственные музеи и галереи искусств не так часто балуют нас интересными и в то же время легкими для восприятия выставками, по большей части выставляя либо то, что мы все видели на школьных экскурсиях, либо объекты, актуальность которых выявляется лишь путем длительного капания в кураторских текстах (не всегда, кстати, написанных понятным зрителю языком).
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пытается сломать эту традицию: до 28 февраля до 4 апреля (выставка продлена) музей выставляет на обозрение «Английский постер конца 19 – первых десятилетий 20 века» из своих собраний. Читатель, возможно, задастся вопросом — а что же такого примечательного происходило на стыке веков в английской культуре, что и сейчас своей актуальности не потеряло? Ответ будет весьма и весьма неожиданным, а корни его будут исходить далеко не от искусства.
Конец 19 века. В Великобритании продолжает расти экономика, увеличиваются объемы производства. Это способствует появлению и развитию крупных компаний, которым было необходимо нечто, способное заинтересовать широкую массу людей в их продукте. Около многолюдных почтовых станций появляются красочные листовки с различными рекламными предложениями. Поскольку эти плакаты располагались рядом с почтой, их начали называть «posters» (в переводе с английского языка «post» — почта). Именно качественные цветные постеры – продукт на стыке рекламы, дизайна и искусства – стали новым каналом коммуникации, способным затронуть широкую аудиторию. Отличием от предыдущих форм рекламы (которая, как известно, существовала и несколько тысячелетий назад) была возможность тиражировать цветное изображение, что оказалось реальным благодаря изобретению техники литографии.
С этого момента в индустрию визуальной рекламы устремляются художники, и она перестает быть только лишь навязчивой черно-белой бумажкой, банально призывающей что-то купить. Сочетание понятного зрителю языка — как слов, так и образов, неожиданный взгляд на обыденные вещи, великолепное понимание общественных стереотипов и способность ими выгодно манипулировать, использование передовых визуальных решений, взятых как раз таки из искусства, стали главными свойствами английского постера, чей стиль так легко узнается сейчас. Реклама становится полем смелых экспериментов художников — в ней они использовали не только английский юмор, но и все модные направления, в том числе и кубизм (который у российского зрителя по традиции вызывает исключительно нежные чувства).
Помимо технической составляющей, история английского постера и в составляющей смысловой стала красивой историей разумного подхода к целям и средствам. Развитие знаменитой лондонской подземки оказалось возможным благодаря цветным постерам, которые помимо рекламы удобного средства передвижения, рассказывали о том, где можно хорошо провести время в городе и как туда добраться (конечно же — на метро).
Бизнес и художники, голодные до побед, заключили невидимую сделку, которая позволила добиться успеха обоим. Художники получили шанс высказаться и стать «кистью поколения», привнеся в консервативное английское общество частичку бурно развивающегося мира в лице современного искусства. Коммерческий сектор получил инъекцию свежести, которая потекла по венам английской жизни и позволила таким компаниям как «Shell « и «BP» сделать мощный рывок.
Пожалуй, главное, что делает английский постер актуальным сейчас – это качество, с каким выполнены призванные способствовать прибыли картинки. Ведь смотря на большинство рекламных щитов на улицах Москвы, так и хочется напомнить их создателям про качество создаваемых «шедевров». А вышеупомянутые свойства английских постеров ничто нам не мешает отнести и к современным высококачественным рекламным продуктам ведущих дизайнерских студий.
То, к чему стоит по-прежнему стремиться многим рекламщикам, можно посмотреть в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-ХХ века ГМИИ им. А.С. Пушкина до 28 февраля 4 апреля (выставка продлена).
В материале использованы иллюстрации с сайта alldayplus.fanstudio.ru
Поделись с друзьями: