Замёрзшие души/Cold Souls

Как наше благо, так и наше зло зависят главным образом от внутренних волнений, вызываемых в душе ею же самою.
Рене Декарт

Вам когда-нибудь приходилось испытывать душевную тревогу? Тяжесть, которую вы ощущаете чуть ли не физически? Представьте, что от этого дискомфорта можно легко и быстро избавиться: достаточно просто провести операцию по удалению души. Да-да, душа — это большая надоедливая опухоль, зачем она вам нужна?

Вот и не очень популярный актёр Пол Джаматти (Пол Джаматти в роли самого себя; играет прекрасно, особенно в моментах, когда его герой играет плохо), который бьётся над ролью дяди Вани, решает, что слишком уж нервная у него профессия и неплохо было бы душу облегчить, а лучше и совсем от неё избавиться. Конечно, он не принимает это решение быстро и хладнокровно, но дело сделано, и теперь он чувствует лёгкость, да, лёгкость и пустоту.

Софи Бартез вписывает фантастический сюжет в реальность так, что практически не искажает её. Правда, время от времени возникают вполне резонные вопросы из серии: «Как человек без души может испытывать в ней потребность?» или «Почему герой, лишившись души, так переживает о том, какую форму она приняла (в данном случае мы видим „горошину“)?».
Сама идея в принципе даже не представляется абсурдной. Зритель лишь испытывает лёгкое недоумение вместе с героем, который ведёт себя так, будто ему просто кажутся немного странными новые условия кредитования, например. Смотрится это, как если бы вы с приятелем вдруг взялись всерьёз обсуждать тонкую душевную организацию тостеров и ковриков для мыши (ничего предварительно не употребляя), то есть весьма обескураживающе.

Параллельно с сюжетной линией Джаматти разворачивается повествование о русской девушке Нине (Дина Корзун), которая занимается контрабандной поставкой русских душ в Америку (ах, эта загадочная русская душа!). Конечно, не обходится без «душевной» путаницы, и когда Джаматти наконец понимает, что роднее и уютнее собственной души ничего быть не может, она уже красуется в теле молоденькой жены «самого главного босса» из России.

Кстати, Россия опять предстаёт перед нами в стереотипном ракурсе, хотя многие видят в таком изображении северной столицы чуть ли не признание в любви. А нарезка, возвещающая приезд героя в Петербург, достойна того, чтобы фильм смотрели только ради неё. Джаматти оказывается на бескрайних просторах нашей родины, конечно, не для того, чтобы посетить Эрмитаж, — он приехал по свою душу, которую и получает в итоге, поругавшись с русским боссом и усыпив его жёнушку. Помогает ему во всём этом Нина, она же Рита. Сама девушка, кстати, имеет многосоставную душу — из фрагментов тех, что она когда-то перевозила, — такая всеобъемлющая, сострадающая у неё душа.

Иногда возникает ощущение, что вся эта кутерьма с мёртвыми душами — одна большая фикция. Никто нигде ни разу не доказывает, что душа вообще существует и то, что видит клиент после операции в стеклянной колбе, и есть его драгоценная душонка. Но никому эти доказательства и не требуются. Кажется, все просто сговорились играть в какую-то дикую игру и сами забыли, что это — лишь плод их больного ума. Получается, что все проблемы высосаны из пальца, а огромные деньги люди зарабатывают, продавая фактически воздух. А разве это не похоже на мир, в котором живём мы с вами? Недаром доктор Флинстейн поведал герою о странной особенности цирковых слонов: даже когда они вырастают и становятся достаточно сильными, чтобы уйти, слоны продолжают верить, что маленький колышек, к которому они привязаны, не позволит им этого сделать.

Вообще, эта идея довольно апокалиптична: люди теряют душу раньше, чем их тело покидает этот мир, более того, они сознательно отказываются от неё. Поток душ всех цветов и размеров поставлен на конвейер. О чём мы вообще говорим? Благо, всё-таки наш актёр соображает что к чему и принимает волевое решение свою душу вернуть во что бы то ни стало. Переживания и эмоции — то, что позволяет человеку сказать, что он живёт, а личный опыт, как позитивный, так и негативный, и делает его в итоге личностью.

YouTube Preview Image

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Елена Ищенко Елена Ищенко
    16 мая 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    По-моему, фильм оставляет желать лучшего.

    Он с такой претензией сделан, а на самом деле, все проблемы высосаны из пальца.

    С одной стороны мнимая серьезность и глубина темы, а с другой, довольно неинтересные шутки, над которыми даже посмеяться от души нельзя.

    А сцены в Петербурге, хотя и стереотипные донельзя, но, по-моему, самые лучшие в фильме.

    В общем, постигло меня огромное разочарование от увиденного.

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: