9 сентября на экраны в России выйдет документальный фильм Жака Перрена и Жака Клузо «Океаны». Нам обещают показать мир обитателей подводных глубин таким, каким мы его еще не видели.
Если действительно так и будет, то мы можем хотя бы подготовиться.
В последнее время со стремительным темпом развития техники для съемок появляется все больше документальных фильмов о природе. Большинство из них снимается для телеканалов Discovery и National Geographic, но есть на этом рынке и небольшие, но гордые игроки: BBC и недавно подключившаяся к ним Walt Disney.
Вынося за скобки научные экспедиции Жака Кусто, формальным основателем жанра nature documentary можно считать BBC – в конце 70-х они выпустили на экраны многосерийную передачу «Look» , позже переродившуюся в «The Natural World».
В некотором смысле именно британская корпорация является на данный момент законодателем мод в жанре – именно она выпустила великолепную дилогию «Blue Planet» (1992) и «Planet Earth» (2006). К тому же именно в фильмах BBC звучит голос сэра Дэвида Аттенборо, с которым у большей части англоговорящего населения земли уже почти 50 лет ассоциируется слово «природа».
Однако всегда интересно узнать об экспериментах независимых кинематографистов в области, казалось бы, изведанной до мелочей. Иногда их работы открывают новые горизонты и для профессионалов жанра. Так было, например, с Люком Бессоном. Сняв в 1988 году великолепную «Голубую бездну», режиссер решил немного «углубиться» в океан и снял документальный «Атлантис» (1991) — медитативную картину о водных обитателях под музыку Эрика Серра. Позже идею подхватили на BBC – через год на экраны вышел фильм «Blue Planet», снятый в схожей манере и тоже под музыку.
Нельзя не упомянуть работы знаменитые работы мастеров наблюдения — Годфри Реджио (трилогия «Кацци» 1982—2002) и Рона Фрике («Барака» 1992), хоть их фильмы и не касались напрямую темы природы. Именно они вывели документальное кино о нашей планете на более высокую ступень развития как в способах съемок, так и в области визуального и эстетического восприятия.
Если не брать научные экспедиции Джеймса Кэмерона («Призраки бездны» 2003 и «Чужие из бездны» 2005), которые можно назвать «эспедициями Кусто» нового века из-за гораздо лучшей технической оснащенности, то мы приходим к новому витку в области эстетизма в документальном кино.
В течение десяти лет канадский фотограф Грегори Кольбер путешествовал по всему миру и пытался, по его же словам, взглянуть на отношения человека с природой с нового ракурса. «Каждая цивилизация — от египтян до майя, американских индейцев и бедуинов — создавала собственные бестиарии, позволявшие выразить особенности отношения к природе и взаимодействия с ней. «Пепел и снег» — бестиарий XXI века, где можно наблюдать за поведением представителей различных видов животных. В оркестре природы играет не только Homo sapiens, но и слоны, киты, ламантины, орлы, гепарды, орангутанги и многие другие.» Результат его работы впервые был показан на Венецианском кинофестивале 2002 году.
За год до этого французские кинематографисты Жак Перрен и Жак Клузо выпустили своих «Птиц», снятых за рекордные на тот момент 23 миллиона евро. То, что за 4 года (а именно столько снимался фильм) деньги не ушли впустую, зрителю становится видно сразу – съемки летящих косяков на расстоянии вытянутой руки, отслеженный процесс жизни различных особей прямо от рождения лишь подтверждают это.
Как все будет обстоять в «Океанах» тех же авторов, это нам еще предстоит узнать. Однако почти втрое, по сравнению с «Птицами», выросший бюджет , а также подключившаяся к проекту компания Disneynature со всеми ее возможностями обещают нам незабываемое зрелище.
Поделись с друзьями: