«Twist Ending Film» в звездной коллекции Мартина Скорсезе


«Никто и никогда не сможет убежать с закрытого острова, потому что Остров — то, что глубоко спрятано в каждом из нас». — Dennis Lehane, «Shutter Island». — N.Y., 2003.

Сюжетно этот триллер основан на романе мастера психологического хоррора, наследника Стивена Кинга — Дениса Лихэйна «Закрытый остров», изданного в 2003 г. Романа, названного в честь реального скалистого острова — одного из четырех пустынных островов недалеко от гавани Бостона. Романа, который своим стилем, образным языком и феноменальным финалом просто идеально подходил для экранизации. 

Многих, кто только собирается посмотреть «Закрытый остров», переведенный для проката в России как: «Остров проклятых», наверняка мучает вопрос о том — почему Скорсезе взялся за работу именно над этим фильмом? Разгадка кроется в его биографии. Когда юному Мартину было всего 20 лет и он только постигал азы кино на него произвел неизгладимое впечатление знаменитый «Процесс» Орсона Уэллса. Шедевр постмодернизма, снятый Уэллсом в 1962 г. по роману Франца Кафки, который сам режиссер считал лучшим в своем творчестве. На протяжении почти полувека Скорсезе мечтал снять фильм, в котором смог бы приблизиться к одному из самых ярких воспоминаний молодости. И, наконец, ему улыбнулась удача — возможность экранизации романа Лихэйна, своими мрачными метафорами и экспрессионистскими иллюзиями, так напоминающий творчество Кафки. Поэтому многие элементы мрачной и устрашающей визуальной эстетики «Закрытого острова»: темные коридоры, зловещие туннели и пещеры, низкие клаустрофобные потолки, металлические решетки, словно перенесены на экран из великого фильма Орсона Уэллса.

«Вещи не такие, какими они кажутся. Мы никогда не знаем всех деталей. Поэтому не стоит судить о том, что произошло или происходит с нами», — Dennis Lehane, «Shutter Island». — N.Y., 2003.

Чем отличается экранизация романа, сделанная настоящим мэтром режиссуры от кинопроб начинающего юнца? В том, что только опытный режиссер может оценить красоту и великолепие литературного сюжета и имеет смелость ничего в нем не ломать, понимая, что в произведении другого мастера ничего не может быть лишним. Мастерство и опыт Скорсезе проявились именно в том, что он дословно перенес книгу Лихэйна на экран, создав один из лучших фильмов в своей долгой творческой биографии. 

Благодаря этой неторопливой дословности, «Закрытый остров» медленно погружает тебя в ощущение исподволь надвигающегося кошмара. Кошмара вопросов, на которые не существует однозначных ответов. Как опаснейшая убийца Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), утопившая всех своих детей, могла босой сбежать из крошечной, закрытой комнаты в самой охраняемой психиатрической больнице США? В чем смысл оставленных ею бумаг и тайных знаков? Почему администрация больницы «Ashecliffe» так скрытна и испугана? Какие секретные правительственные эксперименты ставили на забытых всеми пациентах больницы для умалишенных? Почему на острове внезапно реактивируются самые страшные сны Тэдди (Леонардо ДиКаприо), которые он вытеснял в подсознание всю свою жизнь? Почему именно в этой больнице находится психопат Эндрю Лэддис, заживо сжегший любимую жену Тэдди в ее собственном доме? И это только малая часть вопросов, которые зритель бесконечно будет задавать себе в течении всего фильма. 

И постепенно, сам того не замечая, начинаешь сопереживать несчастному Тэдди, перед которым стоят те же самые вопросы и загадки и понимать, что каждый персонаж на острове не случаен. Доктор Джозеф Коули (Бен Кингсли) — главный врач больницы. Кто он - медицинский светила в области психиатрии, выступающий за гуманизацию отношения к больным и отказу от практики лоботомии или садист, практиковавший хирургическое удаление части мозга без анестезии? А спокойный в начале фильма Тэдди. Кто он — уравновешенный ветеран войны, воевавший с нацистами в Европе или безумец, постепенно открывающий страшные тайны своего прошлого? Такого прошлого, уйти от которого не в состоянии ни один человек.

«То, во что ты веришь — навсегда становится твоей реальностью». — Dennis Lehane, «Shutter Island». — N.Y., 2003.

Чем больше мы будем узнавать об острове, больнице и ее обитателях, тем отчетливее наступает понимание того, что покинуть остров живым и невредимым героям фильма будет очень и очень сложно.Но в этом фильме далеко не все можно предвидеть заранее. Только когда фильм закончится, начинаешь постепенно, слой за слоем осознавать то, что было заложено в его начале. Ведь благодаря своему узнаваемому, отточенному десятилетиями режиссерскому стилю, Скорсезе разбросал по всему фильму не только массу подсказок, но и наполнил его многочисленными иллюзиями, метафорами и смысловыми ловушками. Скорсезе снял «Закрытый остров» наподобие своеобразной психологической воронки. Но чем дальше Скорсезе ведет зрителей к финалу фильма, тем все больше эмоции начинают стремительно раскручиваться под воздействием тончайшего маховика образов. Обратите внимание при просмотре — какое важное значение в фильме играет, например, образ воды. В классическом психоанализе, при интерпретации сновидений, вода всегда отражает реальное состояние субъекта — уровень его адекватности и психологической витальности. В «Закрытом острове» вода, выраженная в самых разных формах, будет на протяжении всего фильма олицетворять все трансформации сознания Тэдди.

Конечно, помимо блестящей режиссуры, «Закрытый остров», во многом, держится на великолепной драматической игре ДиКаприо. Удивительно, но Леонардо удалось передать даже такие тонкие оттенки образа своего героя, которые при чтении романа Лихейна, можно было увидеть только между строк. Страх, ненависть, интерес, изумление, недоверие, подозрительность, паранойя, отчаяние, — все эти сложнейшие эмоции были воплощены им в фильме на предельном уровне достоверности, особенно в сценах проекции сновидений.

Уникальна и операторская работа любимого оператора Тарантино и Скорсезе Роберта Ричардсона, заставляющего практически на физическом уровне ощущать реальность всего происходящего на острове. Шторм, ураган, зловещие образы воды и огня, мрачные катакомбы психушки, — все это снято в особом мрачном стиле, постоянно создающем непроизвольное ощущение ужаса. Для этого большинство эпизодов фильма снимались не в студийных декорациях, а в психиатрической больнице штата Массачусетс в Медфилде и в заброшенном комплексе зданий заводов Виттентона, построенных по образцу концлагеря Дахау. 

Именно в помещениях этого завода мы увидим особенно жуткие в своей реалистичности ретроспективные сцены фильма, которые, как смеясь заметил Скорсезе во время пресс-конференции перед открытием Берлинского кинофестиваля: «еще не раз придут к Вам, но уже в собственных ночных кошмарах».

Итог.

Прекрасный атмосферный триллер, в котором Скорсезе мастерски соединил все части многопланового романа Лихэйна в великолепном финале, дающем тебе ключ к пониманию истинного смысла всего увиденного и услышанного. Фильм-стилизация под постмодернистские шедевры шестидесятых годов, в котором нет ни одного лишнего кадра, фразы или образа. Творение настоящего мастера, к своим 70-ти годам не только не утратившего понимание тончайших нитей подлинного киноискусства, но и реализовавшего их в фильме-мечте своей молодости. Фильм, который с полным правом можно отнести к самой престижной в Голливуде категории — «Twist Ending Film» (фильм с безупречно закрученным финалом). Раньше в этой категории эксклюзивно блистали шедевры Дэвида Финчера и Найта Шьямалана. Теперь к ним присоединился и «Закрытый остров» Мартина Скорсезе.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • я
    23 февраля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    разве суть данного сайта не в том, чтобы представлять читателям УНИКАЛЬНЫЙ материал?

    как-то не очень весело читать одни и те же ваши статьи на кинопоиске и здесь

    • 23 февраля 2010 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      мы предложили автору альтернативную площадку для публикации материалов.

  • alina_G
    24 февраля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    только сегодня фильм посмотрела. статья очень понравилась!!!

  • emartynenkoe
    6 апреля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    однозначно на такие фильмы рецензии читать страшновато, по разным причинам...но рецензия получилась объективная.спасибо

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: