2 сентября на экраны страны выходит «Американец» — второй фильм знаменитого фотографа и клипмейкера Антона Корбайна с Джорджем Клуни в главной роли. Дебютом в большом кино для выходца из Голландии стала лента «Контроль» (2007) — черно-белый арт-хаус о солисте британской группы Joy Division Яне Кёртисе.
Практически любого клипмейкера, ставшего впоследствии кинорежиссером, сегодня принято включать в ряд «визионеров». И зачастую обоснованно – они и на киноэкране стараются в первую очередь создать картинку, красивый кадр, приятный для глаз. Однако немногим при этом удается не забыть о смысловом наполнении — в результате получаются красивые, но бездумные «Константин» Френсиса Лоуренса, «Кошмар на улице Вязов» Сэма Байера, «Всадники» Йонаса Акерлунда и другие эксперименты в эстетизме.
Обвинять же в подобном голландца Корбайна может лишь человек, мало знакомый с его творчеством – будь то фотографии или клипы. В этом плане знаковым является ответ режиссера на вопрос о доле вымысла в основанном на реальных событиях «Контроле»: «…Мне не хотелось заниматься мифотворчеством, хотелось просто снять человечное — как мои фото — кино.»
Для его фотографий, ставших эдаким плацдармом для последующих клипов и фильмов, свойственная своеобразная погоня за «дыханием жизни», о котором он не раз сам говорил в своих многочисленных интервью, обычно сопровождается его фирменными «мазками»: расфокусировкой и «зернистостью кадра».
Сам же живущий в Лондоне голландец в этой своей привязанности «винит» художественную традицию своей родины: «Голландия всегда была самой визуально продвинутой страной Европы. В Англии, например, очень хилая визуальная культура. Англичане умеют продавать визуальные образы, но создавать их лучше других умеют голландцы — художники, архитекторы, дизайнеры. Англичане делают классную рекламу и журналы, но попробуй вспомнить хоть одного мало-мальски приличного английского художника»
Начав снимать музыкальные клипы в 1983-м (после переезда в Лондон), голландец открыл новую главу в собственной карьере. Благодаря тому, что он не стал изменять своим визуальным и эстетическим ориентирам и при создании кадра, слухи о нем дошли и до начинающих U2 и уже начавших Depeche Mode. Сотрудничество с ними (оно продолжается и по сей день) сделало Корбайну славу одного из самых модных и умных клипмейкеров, работающих с рок-музыкантами.
Так, начав с темного силуэта Дейва Гэна в «A question of time» (1986),
режиссер снова возвращается к нему в «World in my eyes» (1990).
За 4 года, лежащие между двумя этими видео, был и знаковый «Personal Jesus», и Питер Гэбриэл, и даже «Atmosphere» для «Joy Division».
В 1992 году выходит его клип на знаменитую песню U2 «One». Эта работа голландца во многом показательна – в ней он использует большинство из приемов и визуальных средств, необходимых ему для воплощения собственных идей на экране, – клип наполнен множеством символов, намеков, силуэтов, — режиссер почти что трубит зрителю о том, что за кадром есть что-то важное, но неосязаемое...
В 90-е к компании Depeche Mode и U2 в список Корбайна добавились еще несколько групп и исполнителей, наиболее известными из которых являлись Metallica («Hero of the day», «Mama said») , Red Hot Chili Peppers («My friends») и, конечно же, Nirvana («Heart-Shaped box»). В целом, последнее десятилетие ХХ века для режиссера было ознаменовано экспериментами с цветом – подавляющее большинство его работ этого периода сняты в гаммах, разительно отличающихся от его фирменной черно-белой (чего стоит один только «Liar» Генри Роллинза).
Однако при всей объемности списка клипов, Корбайн не забывал и про фотографию – за два последних десятилетия он успел сделать множество портретов знаменитостей, снимая их для журналов и не только. Не так давно в Москве проходила выставка его работ под названием «4 измерения». Там были представлены его фотографии Джонни Деппа, Боно, Кита Ричардса, Игги Попа, Клинта Иствуда, Николаса Кейджа….
Ко времени своего кинодебюта с «Контролем», голландец все же вернулся к излюбленной черно-белой гамме, несколько пересмотрев, при этом, свой взгляд на роль символов в видеоряде. В своей первой картине он решает добиться максимальной простоты и честности изображения, предоставив тем самым зрителю возможность собственной трактовки фактов жизни персонажа.
Каким выйдет новый фильм знаменитого клипмейкера – увидим, но за что точно беспокоиться не следует – так это за красивую картинку.
Поделись с друзьями: