От Уэйна к Иствуду: эволюция темы войны в Голливуде


С окончанием бурных 40-х кинематографисты некоторое время продолжали гнуть свою линию, и в начале 1950-х храбрецы все еще показывали с экранов примеры стойкости, хитрости и выносливости — в частности, в режиссерском кресле таких картин «засветился» даже великий режиссер Николас Рэй , автор знаменитых «Джонни-Гитара» и «Бунтаря без причины» В 1951-м он снял «Горящий полет» («Flying Leathernecks»), фильм о подвигах летчиков все на том же Гуадалканале. В главной роли отметился Джон Уэйн.

Однако, несмотря на все еще исправно выходившие патриотические опусы, времена и вкусы зрителей менялись. И в целом пятое десятилетие двадцатого века ознаменовало собой  отход от заданного в военное время шаблона. Голливуд начинает переосмысливать свой «военный опыт», по крайней мере, пытается взглянуть на события под другим углом зрения.

Так, в 1951-м появляется «Лис пустыни» (“The Desert Fox: Story of Rommel”) Генри Хэтэвея о знаменитом фельдмаршале СС Эрвине Роммеле (Джеймс Мейсон), чьи войска противостояли союзникам во время африканской кампании. Фильм вызвал большой резонанс, потому как в то время было просто неприлично даже просто говорить с симпатией о немцах, а тут на экраны по всей стране выходит фильм, рассказывающий о немце не как о враге, но как о человеке, о талантливом полководце, чутком муже. Вполне естественно, что, несмотря на все художественные достоинства картины, она не была отмечена какими-либо наградами и премиями.

Затем направление «фильма о войне» стало делиться на различные ветви, главными из которых стали «фильм о сражении, подвиге и т.д.» и «фильм о судьбе человека (людей) на фоне военных действий».

Ко второй категории, давшей киноискусству куда больше, нежели первая, можно отнести и «Отныне и навеки» Фреда Циннермана (“From here to eternity”, 1953), с еще молодыми тогда Фрэнком Синатрой, Бертом Ланкастером и Монтгомери Клифтом. Они любят, ненавидят, предают, бросают; находка режиссера заключается в том, что в начале картины зрителю сообщается, где и когда происходит действие.  Гавайи, лето 1941 года. Таким образом, близость бомбардировки Перл-Харбора придает фильму дополнительной напряженности. На ней же держатся и великолепные «Тропы славы» Стэнли Кубрика (“Paths of glory”, 1957), в котором полковник отказывается вести своих людей на верную смерть, на которую их обрекает своим приказом генерал.  Кубрик, как обычно в своем творчестве, исследует не историю, а людей на историческом фоне. В том же году выходит и «Мост через реку Квай» Дэвида Лина (“The Bridge on the River Kwai”, 1957). Лин, словно с оглядкой на Кубрика, решил не считаться с политкорректностью, и сделал британского полковника изменником и, в конце концов, сумасшедшим.

К 60-м годам Голливуд решил, очевидно, с подачи Вашингтона, что пора осмыслить и проанализировать итоги второй мировой войны. В итоге  была дана команда «экранизировать» процесс в Нюрнберге (“Judgment at Nuremberg”, 1961), который в свое время широко освещался в СМИ и кинодокументалистике. Получилось неплохо, без слепого бичевания фашистов, и скорее даже с некоторым философским оттенком (в конце фильма ставится вопрос выбора между патриотизмом и справедливостью).

Но нагружать зрителей только лишь фильмами с изрядной глубиной мысли было нельзя, и выходили  фильмы первой категории, о подвигах, мужестве и так далее. Звездой в них был в основном Стив МакКуин (“Hell is for heroes”, 1962; “The great escape”, 1963). Засветился и Клинт Иствуд, только пробовавший свои силы в Голливуде после успеха вестернов Леоне (Sergio Leone) («Куда залетают только орлы», 1967; «Герои Келли», 1970).

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: