Призрак/ The Ghost Writer

27 июня 2007 г. дверь дома 10 на Даунинг-стрит захлопнулась за самым знаменитым лейбористом Соединенного Королевства. Уход Тони Блэра с поста премьер-министра сопровождал громкий скандал, связанный со вводом британского военного контингента в Ирак и поддержкой американской антитеррористической кампании даже в самых крайних ее формах. Казалось бы, причем тут Роман Полански? Однако нет сомнений, что именно история с Тони Блэром легла в основу книги Роберта Харриса, а позже нового фильма Полански «Призрак».

Бывший премьер-министр Адам Лэнг (Пирс Броснан) нанимает литературного негра (Эван Макгрегор), чтобы тот написал за него мемуары. У него нет имени, прошлое туманно, а настоящее не сулит ничего хорошего. Как и всякий мало-мальски приличный человек пера, большую часть времени он зевает, спит и пьет водку. Полански честен со зрителем до конца: заявленный в названии призрак остается им до последней секунды фильма.

Пересказывать сюжетную линию фильмов Романа Полански дело неблагодарное: всегда есть опасность погрязнуть в мелких деталях, упустив весь шарм и обаяние подобного кино. А в «Призраке» такого шарма, между прочим, немало. Жанр триллера выдержан блестяще. Фильм держит от первой и до последней минуты, потому что предсказуемость — это не про Полански. Подозрительность, таинственность и опасность витают в воздухе и звучат саундтреком ко всему, что происходит на экране. И уже кажется, что вот-вот и безупречный вкус автора даст брешь: слишком уж много большой политики, ЦРУ и прочей шпиономании. Но нет -  и здесь все выдержано в лучших традициях. А мрачные пейзажи и темные университетские истории только добавляют остроты в это прекрасно приготовленное блюдо.

Вечный агент 007 Пирс Броснан вполне органично вживается в роль премьер-министра. Известно, что от роли Лэнга когда-то отказался Хью Грант, за что ему большое спасибо. Не меньшей благодарности заслуживает  и Эван Макгрегор. Достаточно того, что отпрыск старинного шотландского клана Макгрегоров частенько называет себя англичанином, ни разу не поморщившись. Правда, его персонаж чем-то похож на главного героя «Девятых врат» в исполнении Джонни Деппа — и если на чистоту, то шотландец чуточку уступает, но не настолько, чтобы испортить общее ощущение от фильма. Про женщин в «Призраке» и говорить особенно не стоит: одна Ким Кеттролл (которую так и тянет назвать Самантой), как всегда, сексуальная, но не без душевности, а вторая (Оливия Уильямс) — совсем не сексуальная, да к тому же и злодейка.  

Разумеется, нельзя отрицать, что Полански не удержался и снял чрезвычайно политизированное кино. «Призрак» -  это не только увесистая пощечина британской дипломатии периода Тони Блэра, но и явный плевок в сторону Вашингтона. Последнее, в печально известном положении режиссера не просто смело, но и довольно рискованно.

Можно долго рефлексировать на тему идейного посыла этого фильма. Возможно, он о том, что в мире большой политики маленький человек — только призрак, жизнь которого ничего не стоит. А может, Полански решил выразить свою гражданскую позицию и донести до всех, что война в Ираке, Гуантанамо и ЦРУ – это плохо. Но так ли это важно? Полански умело жонглирует не только сюжетными поворотами и судьбами своих героев, то же самое он делает и со зрителями. Остается только додумывать самим и наслаждаться очередным творением мастера.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: