Океаны / Océans

На экраны выходит фильм Жака Перрена и Жака Клузо «Океаны», предлагающий зрителям взглянуть на водный мир практически глазами его же обитателей.

По сравнению с «Птицами», первым фильмом режиссерского дуэта, вдвое выросший бюджет  «Океанов» позволил его авторам снимать  природу с поистине титаническим размахом.  Конечный продукт стал результатом съемок во время 75 подводных экспедиций, проведенных более чем в 50 точках по всему миру. За это время операторы запечатлели около 80 особей различных видов рыб, дельфинов, китов, медуз и многих других водоплавающих.

В самом начале картины нам показывают детей, бегущих вдоль морского берега. Один из них останавливается и завороженно наблюдает за неспокойными волнами. Камера перехватывает взгляд ребенка, и теперь мы словно видим воду его глазами.  Тем самым авторы словно призывают зрителя не воспринимать их фильм как сугубо документальный.

И действительно, структура «Океанов» несколько отличается от принятой в рамках жанра, в котором главенствуют National Geographic и Discovery Channel .  Жак Перрен, сам являющийся знаменитым французским актером, в данной своей работе попытался соединить методы съемок и постановки кадра, свойственные как для художественного, так и для документального фильма. Но красиво снять природу  сейчас дело нехитрое. Зачастую для этого нужен лишь хороший оператор подводных съемок и достаточное количество денег. Подтверждением могут послужить  хотя бы «Атлантис» Люка Бессона и «Пепел и снег» Грегори Кольбера.  Перрен  и Клузо же не стали ограничиваться исключительно водными процедурами – косяки рыб, киты, дельфины изображены не только с глубины, но и с высоты птичьего полета.  Авторам даже удается добиться статичности камеры, снимающей  корабль, борющийся с волнами во время шторма. Камера при этом также находится на уровне поверхности воды.

О сходстве с художественным кино напоминают многие сцены, в которых обитатели океанов играют роли словно актеры. Так, лениво развалившийся на берегу тюлень вполглаза наблюдает за крадущимся неподалеку крабом, не забывая при этом отмахиваться от надоедливых мух; или пингвин, вразвалочку приближающийся к воде и сгорбившийся, чтобы разглядеть, правильную ли «прорубь» он нашел, — все они действуют как будто по команде режиссера.

Французские режиссеры явно наслаждаются каждым кадром, порою доводя производимое картинкой впечатление до гипнотизма. Одна уже их инициатива снять nature documentary глазами художника была бы похвальной.

Но, к сожалению, авторы не останавливаются на достигнутом  – и на поверхность всплывают убитые жестоким homo sapiens дельфины, киты и другие герои фильма. На протяжении второй части картины нам периодически показывают, как их ловят и затем варварски разделывают туши.  На фоне первой половины фильма со всеми ее шикарными сценами под красивейшую музыку подобные моменты не выглядят логично вытекающими (возможно потому, что при отсутствии закадрового текста зритель оказывается не слишком подготовленным к такому).  Нельзя исключать, что таким переходом французы хотели встрепенуть замечтавшегося было посетителя кинозала, вернув его в рамки тяжелой повседневности, однако тем самым им удается достигнуть обратного эффекта – нивелировать некоторое  чувство вдохновения и спокойствия от увиденного в первой части картины.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: