Новое о старом. Мультипликация. «Бесподобный Мистер Фокс» & «Принцы и Принцессы»

Современный мир киноиндустрии похож на супермаркет, он может похвастаться всем, что только зритель может пожелать. И наравне со всеми жанрами кино, достойное место в этой сфере занимает мультипликация. Ведь своим рождением и кинематограф, и мультипликация, обязаны одним и тем же открытиям и техникам, одним и тем же истокам.

Мало кто знает, что история мультфильмов очень терниста и сложна. Она берет свое начало ещё до изобретения братьями Люмьер техники съёмки. Все начиналось в конце XIX века, а именно в 1877 году, с изобретения Эмиля Рено. Он демонстрирует первую графическую ленту с помощью аппарата, названного «графический театр». Рено переработал изобретение Жозефа Плато («Фенакистископ». 20 гг XIX в.), которое позволяло анимировать изображения путем простого перемещения кадров.


Таким образом, видно, что история мультфильмов начиналась с простых рисованных, раскрашенных от руки картинок и закончилась произведениями искусства, которые пользуются запредельным уровнем популярности.

Мультипликаторы на протяжении всего существования этой индустрии пользовались различными техниками, начиная от самых примитивных, и переходя к более сложным.

Пластилиновые мультфильмы («Падал прошлогодний снег», «Пластилиновая Ворона»),

техника плоского силуэтного фильма,

техника ожившей живописи («Старик и море» Александра Петрова. Премия Оскар 2000, премия BAFTA.) Рисунки на стекле масляными красками,

или черного порошка, а в дальнейшем создание объемной мультипликации и, в конце концов, великий Уолт Дисней с его 26-ю Оскарами.

Все это положило начало эры мультфильмов, которые расцениваются ныне как вполне реальные полномасштабные фильмы, столь же сложные и искусные.

Нынче техника создания мультика, как и техника съемки, очень разнообразна. В славном Голливуде используется во всю компьютерная графика, некоторые мультипликаторы используют старую добрую пленку, а некоторые, как, например, студия «Гибли» господина Хаяо Миядзаки, до сих пор кропотливо вручную вырисовывает каждый кадр и, таким образом, создание мультика занимает от полугода до нескольких лет («Принцесса Монаноке», «Ходячий замок Хаула», «Унесенный призраками»). Доказательством скрупулезности прорисовки кадра является один случай: для того, чтобы реалистично изобразить падение дракона и его открытой пасти в мультфильме «Унесенные призраками», членам студии потребовалось наблюдать вживую за открытием пасти собаки и падением с дерева змеи, копируя каждое движение. Не говоря уже о том, что кроме основных кадров, должны прорисовываться и межкадровые изображения, что делает работу гораздо более кропотливой.

В своем интервью журналу Esquire господин Миядзаки говорит: «Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.»

В наше время зрителя уже трудно удивить чем-то новым, поэтому мультипликаторы выискивают интересные ходы в богатом прошлом мультиков, сталкивая традиции с нововведениями. Как циклична мода, история государств или тот же самый кинематограф, так последнее время, можно заметить, появилась тенденция возвращения к старым добрым пластилиновым или силуэтным мультфильмам. Достаточно вспомнить известные работы сценариста и режиссера Тима Бертона «Кошмар перед рождеством», «Труп невесты» и оскароносного Ника Парка с бессмертными «Уоллесом и Громитом».

Или обратиться к двум мультфильмам, выпущенным на экраны в прошлом году, а именно, к блестящей работе Уэса Андерсона («Поезд на Дарджиллинг», «Академия Рашмор») «Бесподобный мистер Фокс», произведенной на Revolution Studios и к мультфильму «Принцы и Принцессы», режиссером которого выступает известный во Франции Мишель Осело.

Бесподобный Мистер Фокс/Fantastic Mr. Fox

Факт того, что за проект взялся сам Уэс Андерсон, говорит сам за себя. Любимец критиков и зрителей, каждая картина которого вызывает бурные овации, благодаря своему незамысловатому, но очень меткому юмору, простоте сюжета и грамотной технике съемки. В свои молодые годы он уже успел зарекомендовать себя весьма талантливым режиссёром. И теперь пришёл его черёд попробовать себя в мультипликации. Андерсон дебютировал в новой для себя ипостаси с мультфильмом «Бесподобный Мистер Фокс».

Лента представляет из себя кукольный рисованный мультфильм, в основу которого легла одноименная книга Рональда Даля.

Изначально в создании мультфильма должны были принимать участие два режиссера, Андерсон и Генри Селик («Кошмар перед Рождеством»), но последний предпочел съемки «Каролины в стране кошмаров». Работа заняла без малого 2 года, и результат оправдывает все ожидания.

Сюжетная линия по-детски незамысловата. Мистер Фокс и его друзья борются с жадными фермерами за выживание. Но, наравне с простым сюжетом, мультфильм полон принципов, выходящих за привычные рамки добра и зла. Истины, поданные автором, противоречивы, но вместе с тем, они кажутся благородными. Искрометный тонкий юмор, который будет понятен далеко не каждому ребенку, превращает картину в детскую сказку для взрослых. А в финале мультфильм, пронёсшейся на одном дыхании, растрогает даже самого уравновешенного зрителя.

«Бесподобный Мистер Фокс» — это экранизация детской книги со взрослыми проблемами. Как в свое время всех в детстве удивляли выдержки из теории физики в «Алисе в стране чудес» Кэрролла, так и здесь присутствует своего рода взрослая «физика», сдобренная прекрасным юмором и выполненная в уникальной жанровой манере. Техническая составляющая, как то, работа звукорежиссёра, композитора и покадровая прорисовка мультфильма, соответствует многогранному, полному аллегорий сюжету. Всё это в совокупности рождает цельный и качественно сделанный проект, заслуживающий самых высоких оценок.

Принцы и принцессы/Princes et princesses

«Six contes enchanteurs, pour franchir les frontières et les siècles.» (Шесть чарующих сказок, чтобы преодолевать границы и века)



В этом проекте Мишель Осело вернулся к одной из основ мультипликации, к силуэтной технике. Когда-то эта манера сводилась лишь к кропотливому вырезанию фигурок из картона, но новации и компьютерная графика позволили дополнить достаточно аскетичную технику новейшими спецэффектами. В фильме ситуация схожая: традиция напрямую соприкасается с современностью. Картина представляет собой шесть историй разных времен и с разными сюжетами, которые, на первый взгляд, совершенно не переплетаются друг с другом, но при более детальном рассмотрении оказываются связанными как в фантазии ребенка, так и в воспоминаниях взрослого.

Удивительно, как простой силуэтный мультфильм может передать волшебство сказок, прочитанных и рассказанных в детстве, но у Мишеля Осело это получилось. Мультфильм начинается с истории современных мальчика и девочки, которые сочиняют сказки. Но постепенно придуманные ими сказки оживают, приобретая неожиданные повороты и очень доброе, остроумное содержание.

Использование стилистики театра теней — поистине уникальная находка, ведь повторений “старого” было предостаточно, но мало кто вспоминает столь, казалось бы, примитивные основы и берет их за руководство к действию. Это все позволило режиссеру играться с эпохами, от Древнего Египта до искусства Японии. И это неудивительно, ведь техника театра теней зародилась в Азии больше тысячи лет назад. Получившая широкое распространение в XVIII веке, техника поглотила Европу и стала культовой в то время.

(Куклы китайского театра теней)

В наше время театр теней изменил свою форму, и вместо вырезанных кукол появились полномасштабные перформансы с участием людей.

Очень радует тот факт, что хотя “театр теней” и исчезает, являясь, при наличии конкурирующих форм передачи, недееспособным явлением, французский мультипликатор показал зрителям очень простые истории в этом стиле, где добро всегда побеждает зло, и где традиции и многовековая история все еще существуют, наравне со всеми достижениями прогресса.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • 4 февраля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    очень интересно. отличная статья! спасибо, Оля

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: