Однажды Барнабас Коллинз (Джонни Депп), молодой отпрыск успешной семьи торговцев рыбой, поплатился за то, что бессердечно разбивал женские сердца – хладнокровно брошенная служанка вдруг оказалась ведьмой. Мстительная Анжелика (Ева Грин) с ответной хладнокровностью истребляет родителей, горячо любимую невесту и превращает самого Барнабаса в вампира, которого местные жители Коллинзпорта предпочли за благо закопать в гробу до лучших времен. Лучшие времена наступили через 200 лет. На дворе 1972 год, сексуальная революция и молодежный бунт. Бледный узник неуверенно осматривается, пьет кровь рабочих и хиппи, силится понять этот новый век, а также вернуть потрепанной семье Коллинзов былое величие и вновь обрести любовь. Он еще не знает, что Анжелика никуда не исчезла и ждет своего возлюбленного…
Мыльная опера «Мрачные тени» ABC была едва ли не самой долгой в своем поджанре (1,225 эпизодов за пять лет, с 1966 по 1971 гг.) и вполне показательной для американского телевидения того времени. За долгий срок из-за низких рейтингов она успела сменить жанр черно-белой семейной мелодрамы на цветной мистический трэш с вампирами, оборотнями, зомби, искусственными монстрами, ведьмами, колдунами, а также путешествиями во времени и в параллельные миры. Постоянный костяк телеактеров играл сразу по нескольку ролей , и в то же время одну и ту же роль успели сыграть разные актеры. Своим успехом шоу во многом обязано образу вампира Барнабаса Коллинза (канадский актер Джонотан Фрид), который, тем не менее, появился только в 210ой серии. Несмотря на несуразности, сериал стал важной частью американской масскультуры — в двух списках издания TV Guide 2004 и 2007 годов Cult Shows Ever «Мрачные тени» заняли почетные 19 и 23 места (оба раза аккурат между «Твин Пикс» и «Доктором Кто»). Сериалу в любви публично признались Тим Бертон, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, а так же Мадонна. В отличие от первых трех последняя не приняла участие в киноадаптации, вместо нее там в роли себя появился Элис Купер. Не так давно были попытки возродить сериал на телевидении. В 1991 на NBC и в 2004 на The WB, обе неудачные. Интересно, что в первой из них были задействованы 10-летний тогда Джозеф Гордон-Левитт и заслуженная «королева крика» Барбара Стил, а во второй должна была играть Джессика Честейн из «Древа жизни». Благодаря Тиму Бертону сериал пережил очередную в своей долгой истории мутацию – «мыльная опера» шагнула на широкий экран, сменив туповатую серьезность и дешевый саспенс на готический сплав комедии и ужасов.
Все режиссеры давно и успешно рифмуют страх и секс – Тим Бертон же упрямо мешает стилизованный ужас и причудливый юмор. Его монстры не пугают, а вызывают сочувствие и крайнюю эмпатию. Неслучайно, один из кумиров Бертона и источник вдохновения, Рэй Харрихаузен, мастер покадровой анимации, умел не только оживить, но и очеловечить циклопа или гигантского осьминога. Давно, в детстве, полном одиночества и кино, монстры из фильмов очень помогли Бертону, так как сами страдали от тех же самых проблем. Позднее, в благодарность, он превратит их в метафору отчуждения и непонимания внешним миром неординарной и ранимой личности.
В кино приходят по-разному. Дэвид Линч шлифовал свою коронную «жуткость» в авангардной живописи, прежде чем привнести ее через видеоинсталляции в кино. Гильермо дель Торо больше десяти лет занимался гримом и спецэффектам, пока не начал придумывать монстров для собственных сюжетов. Бертон около пяти лет проработал в студии Уолта Диснея, поэтому его монстры мультяшны и милы до чрезвычайности.
Бертон всегда старался беречь свой уютный мир инфантильных кошмаров, и, видимо, правильно делал. Его художественные неудачи, как правило, происходили от того, что некая примесь извне меняла всю консистенцию: сатирическая желчь испортила «Марс атакует!», «Алису» похоронил «зеленый экран», противопоказанный бертоновской рукотворной магии. «Тени» губит «всамомделишная злодейность» главного героя. Весь вялотекущий от гэга к гэгу фильм Бертон так и не может определиться – заставить нас любить несчастного Барнабаса или порицать. А порицать ведь есть за что – все-таки пить кровь и спать со служанками, наверное, нехорошо. И если мрачного маньяка Суини Тодда искупал хорошо поставленный голос и психологическая глубина (третья номинация Деппа на «Оскар»!), то здесь восставший вампир действительно мертв. Джонни бледная тень себя, налицо лишь фирменные гримасы и фирменная пластика, отчего создается впечатление, что и Барнабаса Коллинза тоже играет Сергей Безруков.
Еще один чужеродный ингредиент – сексуальность, впервые проникшая на эти девственные территории (розовые кофточки Эда Вуда не в счет). «Мрачные тени» могут похвастаться первой постельной сценой во всей бертоновской фильмографии (впрочем, не совсем постельной, скорее «потолОчной»), а также неожиданным, пошлым, совсем неуместным юмором. Словно ребенок, переживающий трудный возраст, Бертон будто бы не в состоянии, сохраняя чувство вкуса и чувство меры, адекватно реагировать на запретную тему, как не в состоянии решиться на контакт с тем неизведанным взрослым миром за окном. Отец двух детей от Хелены Бонем Картер (постоянная участница бертоновской труппы играет и здесь), успешный кинодеятель, лауреат «Золотого льва» за вклад и председатель жюри Канн в 2010 году, на шестом десятке он никак не может избавиться от тех подростковых проблем, которые в свое время сильно повлияли на его личность. Несмотря на самый выдающийся талант, если жевать одно и то же двадцать лет, пресность и предсказуемость «Мрачных теней» в конечном итоге неизбежны. Невольная и очень точная метафора фильма и всего позднего творчества содержится в кульминационной сцене, когда ведьма-злодейка Анжелика, главная удача фильма (есть в Еве Грин что-то скользкое и подколодное) терпит заслуженное поражение, ее прекрасное тело трескается и разлетается на хрустальные осколки, обнажая внутреннюю пустоту.
Поделись с друзьями: