Кино на выходные| Ужасы ночных городов

Темнеет нынче рано, на улицах много ассоциальных личностей, много всего страшного и неизведанного. В мегаполисах по вечерам чувствуешь себя, как в сумеречном Готтем Сити, разве что Бэтмен со своим милым дружком Робином не спасают нас от злодеев Шварцнеггера и Николсона. Во все времена людей гипнотизировало и находило отражение в кинематографе темное время суток.

Что касается Москвы, то концентрация негатива к вечеру возрастает. Конец рабочего дня, злые таксисты, ужасная давка в метро, разгневанные дворники и толстенные милиционеры. В такой атмосфере не мудрено ощущать себя, словно в каменных тисках без шанса на свободу. Сталинский классицизм в центре Москвы и подавно, как мрачные стены крематория из фильмов ужаса, давит своими внушительными размерами и суровостью форм. Подсвеченная огнями Москва, говорят, видна из космоса. А мы же теряемся в темных переулках и темных мыслях.  В этом, несомненно, есть что-то интригующее, загадочное.

Им тоже не по себе

Поэтому предлагаемые на эти выходные фильмы призваны подогреть эту индустриальную мистическую антиклаустрафобию. Ведь, помимо прекрасных рождественских фильмов с  концовками, где все после титров консервируются в безмятежном счастье, нужно немного адреналина, хотя бы, чтобы развести обыденные выходные.

Сперва хочу вам предложить фильм Марка Каро и Жана-Пьера Жёне “Город потерянных детей” 1995 года.

«Some people follow their dreams. Others steal them


-Маменька, вам не больно?

— (с железной стрелой в животе) Больно. У меня аллергия на железо

Если мы говорим о гротескном отображении сумеречных городов с ненормальными людьми в них, то «Город потерянных детей» как раз вам подойдет. Здесь не живут в двухэтажных домах с красными крышами, не пьют чай с молоком, здесь не бывает рассвета, все будто постапокалиптично, будто из какого-то конструктора Лего для маленьких маньяков. В этом городе вы не найдете юристов, банкиров, домработниц и журналистов. Здесь есть цирки уродов, отвратительные гиперболистичные отображения человеческий пороков. Эдакий Гоголь, сервированный на французский манер. Декорации и костюмы, придуманные Жаном-Полем Готье идеально подчеркивают весь тот артистичный, омерзительный и захватывающий абсурд, происходящий в этом городе. Все как положено – в стилистике авторов «Деликатесов» Жёне и Каро. С гиперфизиологизмом.

А ведь все всего лишь хотели быть счастливы в том мире. Все, включая злодея Кранка, который быстро состарился, потому что никогда не видел сны. В своей крепости в море, начиненной приборами как будто из XVIII века, мамой-карлицой, дядей-Мозгом в аквариуме и клонированными недалекими братьями, Кранк проводит эксперименты над детьми, крадя их сны. И как-то раз Кранк похитил ребенка из Города, брата одного силача Одина из уличного цирка (Рон Перлман, единственный нефранцуз в съемочной группе). Теперь он не знает что делать и как искать потерянного брата. В Городе, проработанном сценаристами до мельчайших винтиков, обитают так же сиамские близнецы, напоминающие Семейку Адамс, циклопы (нелюди с механическими глазами, чей предводитель, точно Гитлер, в остервенении призывает изничтожить всех людей как слабую расу), главарь цирка, вечно обкуренный гашишом, его блошки, которые вкалывают всем некий зеленый раствор в голову и под музыку шарманки эти люди подвергаются припадкам гнева. Что еще...собаки, птички и бесконечный урбанистический ужас.

Фильм являет собой произведение искусство, проработанное так точно, будто это рецепт самого сложного десерта, где ингридиенты должны быть подобраны по милиграмму.

Галлюциногенный мир, который и не снился Дали с Ван Гогом, не поддается банальному жанру «фэнтези». Он стоит одиноким исполином, странным и неописуемым. Самое прекрасное то, что на протяжении всего фильма вы испытаете и радость, и отвращение, и удивление, счастье, грусть, злость. Все это собрано воедино и никак друг другу не мешает.

Ну а техническая часть и подавно не вызывает никаких претензий, ведь оператором является Мишель Аматье, в чьем послужном списке значатся такие фильмы, как «Невидимые дети» (полудокументальное кино о трудной жизни детей), «Жизнь как чудо» (Э.Кустурица), «Париж, я люблю тебя» и т.д. Его напарником был Дариус Хонджи, у которого за пазухой еще более внушительное прошлое: «Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи), «Мои черничные ночи» Вонга Кар-Вая, «Деликатесы» (Каро и Жёне).

YouTube Preview Image

Следующий фильм в нашем списке не уступает остальным по степени мрачности городского пространства -“Коматозники” режиссера Джоэля Шумахера 1990

«Some lines shouldn't be crossed.»

Помимо того, что в фильме снимаются «мисс Рот» Джулия Робертс, Уильям Болдуин, Кифер Сазерленд и Кевин Бейкон — в общем, сборная солянка красавцев, фильм хорош как раз этой индустриальной сумеречной мистерией, проблема которой сегодня была поднята. Действия фильма происходят как будто бы все время вечером. Только один раз на протяжении всего фильма на пару минут можно лицезреть солнце. Спасительного света в конце тоннеля не будет, дети. Сегодня балом правит ночь. Подогреваемая паром из канализационных люков, тьма окутывает героев и, казалось бы, не дает шансов на успех затеваемого ими предприятия.

А суть истории вот в чем. Группа даровитых медиков, по всей видимости, еще в должности ординаторов, затеяли почти противозаконное и опасное для жизни дело. Они хотят постичь тайны смерти, узнать, что же происходит с человеком после того, как датчик показывает сплошную линию и мозг, по всем медицинским законам, перестает функционировать. Главарь этой банды Нельсон (Кифер Сазерленд) уверен, что жизнь на клинической смерти мозга не заканчивается. Умирать они, конечно не собираются, потому им нужны все остальные для реанимации, чтобы воскреснуть и поделиться с миром удивительным открытием.

— Мы познали смерть. И смерть почему-то вернула нам наши грехи в реальность… из прошлого


Весь это действо разворачивается в помещениях, совершенно не похожих на привычные больничные палаты. Напротив, такое ощущение, что в этих зданиях проводят обряды не то масоны, не то Джек Потрошитель, пасмурные и мистические. (По духу очень напоминает «Из Ада» с Джонни Деппом). Полуразрушенные постройки, пребывающие перманентно во тьме уходящей осени, как и жизни самих персонажей, имеют недостатки, тайны, дефекты, которые явят себя свету после опрометчивых медицинских экспериментов. То, что они увидели «за поворотом», казавшееся поначалу таким спокойным и умиротворяющим, преобрело совершенно другую форму, вернулось в их реальную жизнь и теперь им придется как-то расхлебывать ту кашу, которую они с таким энтузиазмом заварили.

YouTube Preview Image

Далее окунемся в старое и прекрасное «Логово дьявола» (“The Haunting”) оскароносного Роберта Уайза (монтажер «Гражданина Кейна» и автор прекрасного фильма «Звуки музыки») 1963 года.

«SCREAM...no one will hear you! RUN...and the silent foosteps will follow, for in Hill House the dead are restless!»

Передислоцируемся к старым черно-белым временам, когда балом правил голый саспенс, без намека на галоны крови и современную мясорубку, которые нынче призваны унести скучающих зрителей не то в космос, не то в преисподнюю. Тут не совсем о страхе городских потусторонних джунглей. Но ведь не все из нас живут в больших городах. А сценариев про неведомые явления, происходящие с особняками, просто пруд пруди. Стало быть, и этого боятся.

В который раз удивилась при просмотре данного жанрового шедевра, как силен психологизм, выстроенный на костях диалогов, невероятно грамотно поставленной камеры, свуковых эффектов. Каждый скрип, удар, сквозняк, гнетущая атмосфера заставляют поежиться на месте. Скользящий ужас культивируется и нарастает в глубине с каждой секундой фильма. Однако, ты не ждешь монстров, не ждешь маньяков. Тут действительно бестелесный страх, витающий вокруг. Параллельно по классике сценария раскрываются и внутренняя шизофрения каждого из персонажей. А вернее одного персонажа.









Камерный, по большому счету, фильм разворачивается в стенах одного таинственного дома, куда направляется группа совершенно разных по характеру героев. Четыре человека, объединяемые лишь паранормальным опытом в прошлой жизни, призваны разобраться в мистической истории особняка, владельцы которого исторически мрут как тараканы от дихлофоза. Никто не задерживался в этом доме надолго, кроме одной женщины, которая всю жизнь провела в Детской комнате, под одеялом и в ужасе. Все рассказывают о доме странные вещи, будто он сам живое сущетсво с довольно злобными нравами.








Но теперь профессор Маквеей, полный решимости и веры в сверхъестественность данного особняка, будущий владелец дома, который ни во что, кроме алкоголя, не верит, модная дама-телепат и последний персонаж, немолодая женщина Элеонора Ланс, сбежавшая от родственников-церберов, оставляет знак вопроса на протяжении всего фильма. Становясь не то рассказчиком, не то ходячим душевным заболеванием, она заставляет понять, что самое страшное и зловещие в самом человеке. Ну и в доме на Холме, конечно. Она – единственная без конкретных жизненных убеждений, без основы под ногами, без места пристанища, Элеонор поддается дому, где ей суждено остаться навсегда.

— Я сплю на левом боку. Так быстрее изнашивается сердце


Фильм стоит смотреть хотя бы потому, что такого ужаса от, казалось бы, банальных приемов вы очень редко испытаете от современных замыленных триллеров.

YouTube Preview Image

Сегодняшний маленький экскурс завершится фильмом, который я всегда пересматриваю в это время года. Он будто бы создан для атмосферы немого холода и гнетущего страха. Наверняка, многие из вас его смотрели, поэтому тем, кто смотрел – рекомендация к повторному “применению”, а тем кто не успел – давайте же, вы много теряете, а именно, — фильм Тима Бертона “Сонная Лощина” 1999 года.

«Вы можете запереть двери. Вы можете закрыть окна. Но сможете ли вы пережить эту ночь?».

Отдалимся ненадолго от ужасов городов и заглянем в глубинку под названием «Соннаяя Лощина». Ну кто из вас не читал одноименную новеллу Вашингтона Ирвинга? Ну тогда вот вам альтернатива, и довольно неплохая. По большому счету, этот фильм Тима Бертона нельзя приписать к близлежащим триллерам. Поскольку в стилистике мэтра декаданса и ужаса, этот фильма, с одной стороны, театр абсурда, с другой — действительно пугающее явление. Ну история стара как мир. Икабод Крэйн (любимец Бертона, Джонни Депп) работает констеблем в Нью-Йорке на рубеже веков. Он парень не промах, хоть и имеет все задатки профессионального неврастеника, но с такой-то работой кто бы не занервничал. У Икабода темное семейное прошлое, о котором он забыл. И тут его, такого рационального реалиста, отправляют в какую-то деревню ловить всадника без головы. В деревне его будут ждать испуганные люди, вечный иней и туман и много много крови.

Не напрасно этот фильм получил «Оскар» за декорации. Они с первых минут фильма играют сами за себя, будто отдельный персонаж, в холодных зимних тонах, как будто всегда на закате. Белый иней опять же в Бертоновском стиле синтезируется на экране с алой густой, как патока, кровью. Тьма освещается только факелами (в конце концов на дворе конец 18 века). И когда туман наступает и гасит все огни, становится понятно – ну все, конец котенку.

Кристофер Уокер (Всадник) с заостренными зубами-бритвами и вздыбленной черной шевелюрой — такой кадр, от которого смело можно надуть в штаны. Нарочито переигранные, брутальные персонажи как будто сбежали из цирка уродов. Но очень красивых уродов, надо сказать. Чего стоит одна Кристина Ричи, элегантно отрезающая ножку у вороны. Персонаж Уокера чем-то отдаленно напоминает Дракулу (“Дракула Брема Стокера”. Роль исполняет Гэри Олдмен) в самых первых кадрах, где рассказывается что же привело легендарного злодея к его амплуа.

YouTube Preview Image

Ну что, господа. На этом потусторонняя рекомендация подходит к концу. Помните: оборачиваться ночью опасно, никогда не знаешь кто там, за спиной. Ну а если серьезно, всегда помните – МЧС приезжает быстрее скорой и ментов.

Всем приятных некровавых выходных!

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: